?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Два тупика

Почему ответственных за наш туризм надо отправить в чумной подвал

До сих пор мы почему-то обходили стороной такую важную, хотя и тяжелую тему, как эпидемия чумы в Великобритании XVII века.
Но рано или поздно об этом стоит поговорить. В частности поговорить о том, какую пользу извлекли из этой эпидемии современные жители Соединенного Королевства и какой урок можем извлечь мы.


Древняя столица Шотландии Эдинбург не всегда была радостным городом фестивалей и местом паломничества тысяч туристов. Бывали в истории Эдинбурга и мрачные времена. В XVII веке здесь случилась страшная эпидемия чумы. По легенде, зараженных свозили в квартал, названный по имени одной из домовладелиц - Тупик Мэри Кинг. И оттуда уже никто не выходил. Лишь изредка больных навещал отважный врач в маске с длинным носом...
Шли годы. Век спустя, при строительстве нового здания городской администрации Тупик Мэри Кинг, находившийся в низине, вместе с несколькими прилегающими к нему кварталами был замурован и использован в качестве фундамента для новых зданий. Лишь десять лет назад эти катакомбы были расконсервированы археологами. Остатки старинных улиц были исследованы и расчищены.

edinburgh

Теперь здесь находится удивительный музей «The Real Mary King's Close» ("Настоящий Тупик Мэри Кинг"), основой экспозиции которого стали сохранившиеся здания тупика Мэри Кинг. Здесь каждый желающий может увидеть, в каких условиях жили шотландцы XVII века, в том числе и граждане, чьей судьбой стала безжалостная чума.
Экскурсии отходят строго по расписанию, каждую ведет гид, наряженный в костюм XVII века. Рассказывая "о своих временах", он - "виноторговец", "горничная", "поэт" и т.п. - сопровождает небольшую группу в старинное подземелье, примерно на глубину минус третьего этажа. Там очень темно, лишь слабые лампочки позволяют видеть очертания предметов, комнат, проулков... Важное гид сам высвечивает фонариком: вон лежит труп под покрывалом, вот молодая женщина укачивает младенца, а вот врачеватель в жутковатом облачении склонился над покрытым язвами больным. Гид очень артистичен, декламирует стихи, вступает в диалоги с привидениями, внезапно кричит «Гарди лу!» (с этим криком эдинбургцы когда-то выплескивали помои), а то и крысу выхватывает из темноты. Крыса резиновая, но пищит громко и слабонервных пугает. Разумеется, гид тщательно следит, чтобы никто из нашей группы не затерялся во тьме подземелий.
В одной из галерей обнаруживаем шесть портретов, висящих по три напротив друг друга. Портреты подсвечены. Внезапно женщина, изображенная на картине, оживает и начинает рассказывать свою историю. Это сама Мэри Кинг. С ней начинают переговариваться "соседи". Оказывается, из шести портретов в галерее три - настоящие картины, а три - проекции очень высокого качества... Чуть позже нам показывают и небольшой фильм-инсталляцию, рассказывающий о призраках, обитающих в Тупике. Одно из наиболее известных привидений - малышка Энни - девочка, заразившаяся чумой, отнятая у родителей и тоже окончившая свой недолгий век в Тупике Мэри Кинг. Нам показывают комнатку Энни, где посетители оставляют игрушки для призрака. Игрушек скопилось очень много. Говорят, что призраку они нравятся, что не мешает Энни время от времени хватать экскурсантов за ноги.

marykingsclowe_toys

Фотографировать в подземелье нельзя: во-первых, технически в темноте это непросто, а во-вторых, это несомненно нарушит сценарий и мистическую атмосферу. Но на память каждый может сфотографироваться в месте, специально оборудованном камерой с инфракрасным объективом... На выходе получите красиво оформленный фотосувенир за дополнительные 6 фунтов.
Выйдя из Тупика на свет божий, я задумался о том, с какой изобретательностью умные шотландцы подошли к такому, казалось бы, сомнительному предприятию, как музеификация "чумных подвалов". С каким размахом, с какой тщательностью, с какой любовью!
И до и после экскурсии турист оказывается в изрядном по размерам магазине, где продаются сувениры, посвященные "заразному подземелью": значки, браслеты, брелоки, кулоны, карандаши, ластики, авторучки, блокноты, плакаты, буклеты, открытки, книги, альбомы, майки, дизайнерские тенниски, салфетки, фонарики, дудки, плюшевые крысы и прочие игрушки. И все, как говорится, в ассортименте: есть большой выбор.

marykingsclowe_shop2

Добавлю, что билет в "Тупик Мэри Кинг" я купил еще в Баку, благодаря роскошному официальному сайту www.realmarykingsclose.com.
А ведь это далеко не самый большой и не самый известный в Эдинбурге музей. Он упоминается далеко не во всех путеводителях.

И с горечью приходится признать, что по организованности, прогрессивности, интерактивности этот "чумной подвал" на голову выше большинства крупнейших бакинских музеев.
Возьму для примера мой любимый Национальный музей искусств Азербайджана имени Рустама Мустафаева, куда я ходил еще школьником. Заглядывал и позже, зашел и в минувшее воскресенье. Ребята, о какой интерактивности, о каком прогрессе, о каких современных технологиях, о каком сувенирпроме можно говорить, если в одном из крупнейших, богайтеших музеев страны, спустя несколько лет после ввода в эксплуатацию свежеотремонтированного корпуса, нет элементарных табличек с названиями залов, указателей? Куда идти, что смотреть? Простой таблички "Касса" там тоже нет. Как нет ни прейскурантов, ни каких-либо информационных стендов. Спасибо, что есть подписи под экспонатами, о принципе размещения которых приходится лишь догадываться.
Зато есть смотрительницы всех возрастов, главная обязанность которых, как я понял, в криках "В обратную сторону идти нельзя!", "Фотографировать нельзя!".
Этой весной я успел побывать в Лувре и в Третьяковской галерее. Если не использовать вспышку, там можно фотографировать сколько угодно. И уж точно там можно бродить по залам в любом направлении вплоть до закрытия.
У нас же к услугам посетителей лишь список "Нельзя". А тем временем статья в "Википедии", посвященная музею имени Р.Мустафаева, ссылается на путеводитель 1971 года и Большую Советскую Энциклопедию. Уж где там официальный сайт с онлайн-продажами билетов и сувениров...
Для полноты обзора следом за Музеем искусства я отправился и в другой свой любимый музей - Музей истории Азербайджана. Здесь оказалось совсем просто: по воскресеньям музей отдыхает. Режим работы в остальные дни - 10:30-18:00. То есть для похода в музей трудовому человеку надо брать либо отгул либо отпуск.
Та же история, к примеру, в Музее азербайджанской литературы.
Как я понимаю, авторы подобного режима сделали все, чтобы избежать посетителей.

muzey_istorii1

muzey_literaturi

Сайт у музея истории есть, но его удобство (так называемое юзабилити) не выдерживает никакой критики.

Развитие туризма в Азербайджане вызывает огромные сомнения. Если мы надеемся вывести туристическую индустрию в главную ненефтяную отрасль экономики, то существующие темпы признать удовлетворительными невозможно.

Через озеро Лох-Несс - большой судоходный водоем с парой замков на берегах - проходят миллионы туристических денег. И в основном благодаря мифическому плезиозавру, которого никто в глаза не видел.
В финский городок Рованиеми сотни тысяч туристов приезжают в весьма морозную погоду, чтобы просто побывать в гостях у сказочного Санта-Клауса.
У нас же и придумывать ничего не надо! На манер Тупика Мэри Кинг музеефицировать в Баку можно чуть ли не каждое второе строение. Каждый камень в нашем древнем городе можно превратить в туристическую сенсацию, в место паломничества, в предмет для сувенирного увековечивания.
Пока же туристы судорожно ищут в продаже карту города, пытаются разобраться в несвежих путеводителях (путеводителям будет посвящена отдельная колонка), отовариваются банальными тюбетейками и косынками...
Думается, что людей, заинтересованных в развитии туризма в Азербайджане, заинтересованных в привлечении сюда иностранных гостей, стоит отправить... да хотя бы в тот же Тупик Мэри Кинг. Поучиться у взрослых.
Только где они - заинтересованные?

...И в порядке эпилога.
Моей новой шотландской подружке я подарил на память магнитик с изображением Девичьей башни. Не ахти какой сувенир, но уж что нашел - то купил.
Девушке понравилось.
И лишь позже я обнаружил, что тот сувенир у меня в кармане попросту развалился. Керамическая Девичья башня была вручена девушке, а сам магнитик, плохо приклепленный к фигурке, отклеился и остался у меня.
Стыдно.
И жаль, что стыдно только мне.

Вячеслав Сапунов
главный редактор журнала Boutique Travel


Специально для 1News.az

999184_10201508378409738_303343607_n

Другие публикации о Шотландии:

Как я гулял по Эдинбургу
Как я ходил в Музей Детства

Официальное видео «The Real Mary King's Close» ("Настоящий Тупик Мэри Кинг"):



Рубрика:

Comments

warsh
Oct. 29th, 2013 06:28 pm (UTC)
В Третьяковке можно фотографировать?
sapunov
Oct. 29th, 2013 07:32 pm (UTC)
Да, можно. Смотрительницы лишь просили не использовать вспышку. Это обычная практика.
warsh
Oct. 29th, 2013 07:40 pm (UTC)
Спасибо за информацию. А то там злые смотрительницы.
sapunov
Oct. 30th, 2013 05:36 am (UTC)
Есть еще нюанс с аппаратурой. Стоит предварительно уточнить. Потому что если прийти с навороченной камерой (я был с мыльницей), то могут заподозрить коммерческую съемку, а это порой очень дорого и хлопотно. Или, например, на лондонской башне Shard мы в августе снимали всем подряд (фото, видео), но когда к видеокамере привинтили монопод, нас попросили этого не делать. Потому что съемка перерастала в разряд профессиональной.
warsh
Oct. 30th, 2013 07:30 am (UTC)
Со штативом точно не стоит никуда приходить. А мыльницей фотографировать не интересно.

Без вспышки можно снимать, например, в Изобразительном музее имени Пушкина.
sapunov
Oct. 30th, 2013 07:49 am (UTC)
Главное - притвориться туристом :)
warsh
Oct. 30th, 2013 08:09 am (UTC)
Нет, туристов смотрительницы чуют за версту.

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow