?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школу №160 можно назвать самой знаменитой бакинской школой - благодаря множеству известных выпускников, прославляющих родную школу при каждом удобном случае, благодаря удивительной атмосфере, полной жизнелюбия и творчества, сохранившейся, несмотря на все политические и социальные коллизии. Подумать только: с 1943 года в школе №160 сменилось лишь 4 директора! Почти четверть века легендарной школой руководит Фаина Эммануиловна Алекперова, Заслуженный учитель Азербайджана.

faunaalekperova2

Сапунов: Даже давая интервью Владимиру Познеру на российском Первом канале, Юлий Соломонович Гусман не удержался и вспомнил свою родную 160-ю школу. Припоминаю, что у вас учились телеведущий Виталий Вульф, шахматист Теймур Раджабов, многие "Парни из Баку". И в устах каждого 160-я всегда настоящий символ всего самого доброго и светлого. Как же удалось сохранить этот дух? Вот загадка!
Алекперова: Я в 160-ю школу пришла после восьмого класса, в 1962 году. Услышала, что там существует интересный "вожатский класс", и сама перевелась! Просто пришла к директору и сказала: "Я хочу учиться в вашей школе!" Он удивился, но согласился. И я сразу заметила, что в этой школе — а прежде я училась в 1-й и 46-й школах — какая-то редкая, демократическая атмосфера. Особенно для той поры. И директор — Юрий Петрович Курдюмов — был замечательным человеком. Помню, например, как-то раз мы собирали металлолом и он участвовал со всеми наравне: помогал, носил, складывал... Такого я ни в 1-й школе, ни в 46-й и представить не могла! Мудрый, рассудительный, Юрий Петрович был непререкаемым авторитетом для всех. Он был крупный мужчина, с седыми волосами и, будучи русским, говорил с грузинским акцентом, потому что долго жил в Грузии. Почти все уважающие себя старшеклассники могли его изобразить с любовью: "Слюшай меня, дарагой!"
Сапунов: Никогда не слышал про вожатские классы. Как они появились?
Алекперова: Эти классы были созданы по инициативе ЦК комсомола, потому что была большая потребность в вожатых. А в нашей школе общественная жизнь особенно кипела, среди наших учителей было много бывших пионерских и комсомольских работников. В 1969 году мы даже получили из Москвы звание школы имени 50-летия Всесоюзной пионерской организации. Вожатские классы просуществовали 5 лет, и было сделано три выпуска — один до нас, наш и один после. Из нас воспитывали людей с активной жизненной позицией, водили по другим школам, где мы знакомились с их достижениями, их организаторскими находками. Культурная программа тоже была усиленной: выставки, экскурсии, театры... Было очень интересно. Вы знаете, кроме хорошего обучения, в школе должна быть такая атмосфера, в которой дети становятся настоящими людьми. В нашей школе очень хорошие учебные показатели, но я считаю, что главная заслуга — тот самый дух, который позволяет нашим выпускникам гордиться своей школой спустя многие годы.
Сапунов: Как же он сохранился?
Алекперова: Все дело в людях. Нашей школе повезло:
160-й руководило всего четыре директора, это все-таки признак стабильности. И некоторые учителя — выпускники нашей школы, что важно для связи между поколениями. У нас в школе есть свой девиз, свой гимн, герб, знамя, есть школьный парламент. Такое маленькое государство... Человек вырастает свободным, если у него и в процессе воспитания есть свобода выбора. Поэтому мы уделяем много внимания внешкольной работе. И с 1951 года каждое 31 января у нас проводятся встречи выпускников. Приходят бывшие ученики нашей школы, вновь вдыхают школьный воздух и убеждаются: все сохранилось. Лишь в 1990 году из-за трагедии Черного Января встреча не проводилась. Так что 160-я сильна традициями. Увы, редкие школы в Баку сохранили их. А ведь хорошее здание можно построить только на крепком фундаменте.
Сапунов: Кто придумал школьный парламент?
Алекперова: Вообще-то я придумала, но будем считать, что это было коллегиальное решение. И однозначно наша школа стала первой, где появилась такая форма ученического самоуправления. Сегодня спикер парламента — Айша Абдель Гадир (ее отец иностранец) — энергичная, талантливая, очень правильная девочка, которая все способна организовать сама, иногда лучше учителей.
Сапунов: И наверняка члены парламента могут заходить к вам в кабинет когда угодно.
Алекперова: Не только они. У меня вообще дверь закрывается о-очень редко. И прийти может каждый, в любой момент. В этом-то и суть! Помню, как-то раз, еще до ремонта, подошел ко мне первоклашка: "Директо-ор! А там возле лестницы ды-ырка. Оттуда мышка может выскочить!" Я его внимательно выслушала и не отправила "Ступай, мальчик, не мешай!", а поблагодарила за наблюдательность, пообещала организовать ремонтную бригаду по месту жительства мышки (улыбается). Чтобы мальчик почувствовал свою причастность к жизни школы. И ко мне в кабинет постоянно ходят ученики — предлагают, жалуются, возмущаются, советуются. Это очень важно.
Сапунов: Как изменились дети с наступлением нового времени?
Алекперова: Дети — они всегда дети. Кто-то более способный, кто-то менее, кто-то более энергичный, кто-то — напротив... Но и изменения есть. Они все с техникой, с электроникой "на ты". А вот с книгой "на вы". А ведь книга — это все-таки очень важно! Книга дает человеку больше, чем техника.

faunaalekperova4

Сапунов: А как изменились родители?
Алекперова: Молодые родители больше думают о развлечениях и меньше о детях. Продвинутые родители больше думают о работе и опять-таки меньше о детях. Зарабатывают, казалось бы, для детей. Но воспитанием занимаются няньки. Был у нас вопиющий случай, когда один младшеклассник сильно ударил девочку, она упала, повредила нос... Мы стали разбираться. Психолог провела с ним беседу: "А какие сказки ты любишь? А какой твой любимый герой в сказках?.." И выяснилось, что мальчишка попросту путает плохих героев и хороших, у него смещение моральных понятий, явный дефицит базовых представлений "Что такое хорошо? Что такое плохо?" Мы выяснили, что у его матери еще два маленьких ребенка, она целый день с ними, отец с утра до вечера на работе, а с пацаном занимается приходящая учительница — уроки делает и уходит. И мальчишка учится хорошо, а вот в простых этических принципах путается. В классе учитель, конечно, этого тоже касается, но ведь этого мало! И сейчас в большинстве семей так... Раньше мы общались с детьми хотя бы по дороге в школу и из школы: "Что задали? О чем говорили? Кто с кем подрался?" А сейчас детей возят водители. Печально это.
Один родитель, преподаватель психологии, спорил со мной: "Зачем первоклассникам выставлять оценки за поведение? Как можно малышу ставить "неудовлетворительно"?" Нужно и важно! Чтобы он понял, как можно себя вести, а как нельзя. И чтоб родители больше говорили с ним на ту самую тему, сформулированную Маяковским "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
Все-таки что-то сместилось. И даже родители, от которых ты ждешь адекватной реакции, нормальные, грамотные, перестали уделять этому внимание. Во главу угла ставят прагматизм. "Мне это выгодно, а это не выгодно!" Я ненавижу слова "выгодно", "не выгодно" в области человеческих отношений!
Сапунов: Ну и, разумеется, вопрос — "Как изменились учителя?"
Алекперова: Я уже упомянула, как важно для сохранения традиций, для поддержания этой легендарной атмосферы, когда к нам в школу возвращаются бывшие ученики, но уже в роли учителей. Сейчас, увы, у нас связаны руки. Сейчас распределение учителей централизованное. Это правило ввели еще при прежнем министре, для преодоления, скажем так, коррупции. И это было действенно там, где проблема существовала. Однако таким школам, как наша, это здорово помешало. Кого-то подозревают, а страдают все. Я хорошо понимаю министерство, возможно, на их месте я поступала бы так же. Но все же стоит давать школам больше самостоятельности, а по осени считать цыплят. А то ведь что получается: учителей теперь подбирают без меня, но отвечать за качество их работы должна я!
Сапунов: И какие нынче учителя?
Алекперова: У нас хороший, творческий, дружный, многонациональный коллектив, но его постоянно надо пополнять. К величайшему сожалению, лучшие выпускники сейчас не идут в педагогику. Причины понятны — чего уж говорить. Лучшие идут в экономические специальности, нефте-газовую сферу, в информационные технологии, меньше в медицину. К тому же тестовых экзаменов не достаточно для отбора людей, которые завтра будут воспитывать подрастающее поколение! В конце концов, нужно как-то проверять на любовь к детям, на коммуникационные способности... А то помню, пришла как-то молодая учительница начальных классов — шепелявая! В тестах же этого не заметно! А как она будет детей учить с "фефектом фикции"? Учитель должен быть оратором! Еще я как-то раз не приняла на работу учителя истории, который мне написал заявление с ошибками. "Я же не филолог!" Но у любого учителя должен быть определенный уровень грамотности, уровень культурного развития... В школу идут середняки. А общеизвестно, что талантливого ученика воспитает талантливый учитель, а середняк породит середняка. Вот в чем беда нашего учительства. Хорошие, талантливые учителя есть, но это скорей исключение. Сегодня есть новая образовательная концепция, где написано, как должно быть. Но никто не знает, как этого добиться.

faunaalekperova3

Сапунов: Что вы думаете о репетиторах?
Алекперова: В нынешней моде на репетиторов снова виноваты родители. Именно они предпочитают нанимать учителя, потому что сами заниматься с детьми либо не могут, а чаще всего не хотят.
Сапунов: Но ведь, как я слышал, некоторые учителя сами предлагают позаниматься, и, конечно, их ученик немедленно начинает получать лучшие оценки. А на уроках выдают знания дозированно, предпочитая спрашивать.
Алекперова: Хороший учитель — тот, который знает свой предмет, любит свой предмет, никогда не позволит себе преподавать плохо. И, разумеется, к тому, кто в классе преподает плохо, за частными уроками тоже не придут. Я же своим учителям всегда говорю: ни в коем случае не предлагайте дополнительные занятия сами.
Сапунов: А ведь еще и с учебниками беда!
Алекперова: Да, пособия в основном переводились с азербайджанского малограмотными переводчиками, а после этого их набирали нерусскоязычные наборщики. Сейчас это исправляется. А меня однажды чуть с работы не выгнали — за то, что я параллельно с азербайджанскими учебниками использовала российские. Но учителю нужно давать право выбора, право допуска! На Западе у учителей больше свободы.
И еще есть курикулум, который не всегда хорошо работает. И плохо, что он не предусматривает времени для выработки навыков. Особенно это сказывается в начальной школе. Ведь кто-то сходу схватывает, а кто-то не сразу. А если ребенок в первом классе не научится читать с определенной скоростью, то все дальнейшее обучение для него будет проблемным.
И еще я вам скажу: любопытных детей стало меньше. Хороших учеников много, а вот пытливых, любознательных маловато.
Сапунов: Это устойчивая тенденция, или есть шанс на исправление ситуации?
Алекперова: Я думаю, что следующее поколение будет лучше. Это мое личное наблюдение. Родители нынешних младшеклассников — преимущественно те, кто взрослел в конце 80-х, начале 90-х годов. На их глазах ничего не строили, ничего не создавали, а все разрушали. И поэтому психологически они не привыкли к устойчивости системы, к созидательности. А вот детям их детей будет лучше. Они уже видели нормальную, стабильную страну, которая приобретает все больший вес в мире, видели нормальный порядок. И дети нынешних детей будут качественно лучше — в отношении образования, в отношении моральных ценностей, во всем. А нынешний момент мы должны пережить.
Сапунов: Очень позитивный финал для интервью!
Алекперова: А как же! Для этого и работаем — чтобы в конце что-то получилось.

faunaalekperova1

Фото Руслана Набиева.

Апрель 2014 года.

Редакция журнала Boutique Baku благодарит Nobel Oil Club за помощь при создании материала.

Comments

lukomnikov_1
Jan. 26th, 2015 01:52 am (UTC)
Спасибо! Я учился в этой школе с 1-го по 6-й класс (пока не переехал в Москву).
До сих пор иногда мурлычу под нос школьный гимн: «160 — цифра святая, / 160 — жизни девиз, / 160 — школа родная, / Сердце волнующий бриз».
Ваша собеседница тогда была ещё не директором, а пионервожатой, мы называли её товарищ Фая. Кажется, все её обожали — и дети, и взрослые.
(Anonymous)
Jan. 26th, 2015 04:16 pm (UTC)
Огромное спасибо за статью о родной 160-ой школе. В этой замечательной школе всё наше "семейство" начинало учиться аж с 1961 года и продолжают учиться до сих пор!!! Получается ,что уже больше полувека!!!Честь и хвала нашим учителям! 160 - это,действительно,бренд! Так держать!!!С наилучшими пожеланиями и теплотой - доктор Эльдар Фейзов.Анкара.Турция.
(Anonymous)
Jan. 27th, 2015 06:15 am (UTC)
Ну да!
Всегда готова жрать ба**и
(Anonymous)
Jan. 27th, 2015 07:16 pm (UTC)
Re: Ну да!
А кто сейчас без греха? Фаина ханум настоящий директор! Дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни! Моя племяшка там учится мы всем довольны! Фаина ханум очень трепетно относится к деткам принимает участие во всех детских выступлениях на праздниках с душой подходит к своему делу! А наш народ как всегда всем недоволен или зависть гложет начинают поливать грязью!
(Anonymous)
Jan. 27th, 2015 04:23 pm (UTC)
наша фаина не меняется молодец
(Anonymous)
Jan. 27th, 2015 04:24 pm (UTC)
160 так держать
ikkamirnaya
Jan. 27th, 2015 04:38 pm (UTC)
В этой школе учились наши дети, с 1го по 6 класс включительно у Нины Николаевны, фамилию забыла, потом, в 1989году уехали. Школа всегда была на высоте. Процветания и доброй ей славы.
(Anonymous)
Aug. 5th, 2015 05:11 am (UTC)
Строгая
Строже контролировать работу педагогов.Была просто поражена случайно узнав,что учительница детей,закончивших 3-ий класс,дала им летнее задание для повторения и закрепления материала пройденного в 4-ом классе!Что это означает? Ещё одно нововведение для того,чтобы...?
(Anonymous)
Aug. 5th, 2015 04:14 pm (UTC)
До лихих 90х, ее фамилия была Шор, Фаина Эммануиловна.
(Anonymous)
Aug. 5th, 2015 04:25 pm (UTC)
Proff
Махровая взяточница. В тюрьму и конфискация имущества которое наворована с карманов родителей.

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow