?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В конце апреля исполняется три года работы Микаила Джаббарова на посту министра образования Азербайджанской республики. В связи с этим, спустя полтора года после первой беседы, мы вновь встретились — чтобы поговорить о том, о чём не успели летом 2014 года, а также о том, что изменилось в системе образования за истекшее время. Современное образование — тема неисчерпаемая, но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому надеюсь, что и это интервью прояснит для многих определенные вопросы.

Начало эксклюзивного интервью здесь.

MinisterBW

— Хочется коснуться качества обучения. Как Министерство образования проводит замеры и оценку качества обучения? И каковы результаты за последние год-два?
— Министерство образования стоит на том, что образование должно оцениваться по одинаковым критериям.
— Разумеется.
— Да, это, казалось бы, просто и логично. А если присмотреться, то это не всегда соблюдается в общественном мнении. В какой-то год начинают говорить о среднем балле на вступительных экзаменах. В другой раз подсчитывают число абитуриентов, которые не ответили ни на один вопрос. В следующий раз обсуждается количество набравших или не набравших 700 баллов. То есть критерии все время меняются. Когда же они будут постоянными, тогда недоумения общества вокруг этих вопросов станет меньше. Жаль, когда такая важная тема приносится в жертву популизму.

«Критерии <качества обучения> все время
меняются. Когда они будут постоянными,
тогда недоумения общества вокруг
этих вопросов станет меньше».


В своей деятельности мы руководствуемся одними и теми же критериями оценки той или иной школы и в целом, соответственно, всей системы образования.
Это пропорции учеников, получивших удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. Это количество детей, получивших лучшие оценки на выпускных экзаменах — "пятерки" и "четверки". Процент выпускников текущего года, сдавших вступительные экзамены и поступивших в вузы. И конечно, средний балл абитуриента, показанный на вступительных экзаменах. В будущем, я думаю, было бы интересно, если бы к академическим критериям мы бы добавили некоторые неакадемические.
— Что вы имеете в виду под "неакадемическими критериями"?
— Яркий пример: наличие или отсутствие в той или иной школе победителя республиканской или международной олимпиады. Или, скажем, наличие победителя конкурса имени Чайковского. То есть в идеале мы должны стимулировать в своих школах и в своих учащихся не только академические достижения, но и другие формы самореализации. Мир, в котором мы живем, меняется с очень большой скоростью. А целый ряд навыков, которые требуются для успеха в современной жизни, сегодня не охвачен школьной программой. Или не воспринимаются, как необходимые. Например, социализация, умение работать в команде, креативное мышление и так далее.
Востребованность целого ряда умений и компетенций сегодня меняется, появляются сферы деятельности, к которым наша школа в идеале должна готовить людей.
Вот почему Институт проблем образования получил от министерства, если можно так выразиться, заказ на среднесрочную перспективу — чтобы мы могли, находить, оценивать и поощрять те аспекты и навыки, которые помогут нам не выключаться из мировой гонки за создание конкурентного гражданина.
А в целом, согласно существующим критериям, академические показатели наших учащихся из года в год повышаются. И это является результатом в первую очередь работы господина президента по укреплению материально-технической базы школ, является отражением лучшего понимания ценности образования со стороны общества. А также, безусловно, есть в этом и значительная лепта учителей, а также и других работников системы образования.
— Уже второй год проходит обучение и назначение директоров в школы города Баку. Насколько я знаю, на эти должности немаленький конкурс. Но, признаться, я не понимаю, почему люди так стремятся становиться директорами школ. Ведь зарплата там не очень высокая, рассчитывать на какие-то коррупционные доходы, согласно тому, о чем мы уже поговорили, не приходится, а вот ответственности – предостаточно. Что и говорить, нелегкая это работа…
— Слава, я все-таки склонен думать, что заработная плата важна, но это не единственное, что движет людьми в карьерном росте. Вместе с тем недавнее постановление Кабинета Министров предоставило нашим школам право зарабатывать деньги. Которые, в свою очередь, направляются на решение проблем самой же школы и в первую очередь на улучшение материального состояния учителей.
— На чем предполагается школам зарабатывать?
— Это принятая практика у школ: на организации дополнительных кружков, спортивных секций, на использовании во внеурочное время своих помещений, спортивных площадок и так далее. То есть все виды деятельности, которые могут осуществляться в соответствии с законодательством.
— Как подготавливаются директоры школ?
— Мы исходим из очень простого постулата. Он заключается в том, что успешный директор школы должен владеть необходимыми компетенциями. Если эти компетенции не были даны в процессе подготовки педагогических кадров, значит, мы должны восполнить эти пробелы. Для этого мы разработали специальную академическую программу, на базе трех наших ведущих вузов мы проводим курсы для тех, кто хочет стать директорами школы. Они их проходят. И если они успешно сдают итоговый экзамен, они попадают в пул — для того, чтобы быть назначенными директорами школ. Мы идем к тому, что назначения всех директоров школ будут только из этого пула. Мы начинали с города Баку. С 1 января мы добавили в этот список Сумгаит и Гянджу, а также ряд прилежащих к ним районов. Таким образом, география, как вы видите, значительно расширяется. Уже назначены десятки директоров из числа тех, кто прошел подготовку и успешно сдал экзамен. Более того, за последние три года ни один директор школы не был назначен, минуя подготовку и этот экзамен. А теперь, я думаю, с вовлечением районов, число таких директоров пойдет не на десятки, а на сотни. В ближайшие несколько лет основной состав наших директоров будет обладать всеми необходимыми навыками и компетенциями.
— Вы говорите о новых директорах. А прежние останутся при том, что имели по части компетенций?
— Нет, каждый директор может пойти на эти курсы, чтобы улучшить свои знания и навыки.
— Идут?
— Идут. Идут те, кто понимает, что современное управление требует специальных знаний, не ограниченных только сферой образования: это касается работы с персоналом, финансового менеджмента и так далее. Ведь успех школы во многом зависит от таланта и способностей руководителя. А в планах у нас децентрализовать процесс назначения директоров школ. Сегодня сложилась такая ситуация: директоры школ назначаются министром образования, а руководители районных отделений образования по стране назначаются главами исполнительной власти.
— Есть в этом какая-то нестыковка...
— Да. И мы хотим передать право назначения руководителей школ на места. Но с условием, что директора школ будут назначаться из числа тех, которые прошли необходимую подготовку, сдали экзамен и профессионально готовы. Я, как министр, заинтересован не в том, кто конкретно будет директором — Слава, Микаил или Севиндж, — а в том, чтобы человек, который будет назначен на эту должность, обладал необходимыми для этого способностями и навыками.

«Я, как министр, заинтересован не в том, кто
конкретно будет директором школы — Слава, Микаил
или Севиндж, — а в том, чтобы человек, назначенный
на эту должность, обладал необходимыми для этого способностями и навыками».


— Если я правильно понял, то есть некая очередь из будущих директоров школ, которые ждут, когда освободится место?
— Вы будете удивлены, но наоборот. У нас больше вакансий в школах, чем людей, которые успешно закончили курсы.
— От руководителей вернемся к учащимся… Что нового в области приема студентов? Одна из любимых тем для дискуссий – проходной балл для поступления.
— Да, мы потребовали, чтобы по некоторым специальностям проходной балл был выше минимального. Минимальный балл объявляется не нами. Он объявляется Государственной комиссией по приему студентов (Уже после интервью эта комиссия была преобразована в Государственный экзаменационный центр Азербайджанской Республики, — Прим. В.С.). Мы, конечно, хотели бы, чтоб это делалось совместно, потому что образовательные учреждения, мягко говоря, хорошо понимает, каков уровень знаний необходим для того, чтобы начать изучать ту или иную профессию. И для тех профессий, которые требуют знания математики, физики и так далее, мы установили минимальный балл чуть повыше — 250.
— А каков максимальный балл сегодня?
— 700.
— Выходит, что 250 — это на «троечку»?
— Это тоже одна из интересных «фишек»: как одни баллы переводятся в другие...Одна из любимых тем для популистов, о которых я говорил выше. Согласно распространенному поверию, современные баллы переводятся путем простого деления. То есть 700 — это «пять», а до 140 — это «единица». Однако, мягко говоря, это далеко не так. Очень далеко не так.
— Там какая-то сложная формула?
— Да, там на самом деле удивительная формула. И прямого соответствия там нет. Напомню вам, что даже в привычной системе оценок все было не так просто. Хотя бы потому, что в пятибалльной системе единицы не было. Это раз. Во-вторых, вспомните, что при тестовой системе за неправильный ответ с вас снимают баллы... А в-третьих, 700 баллов не может быть «пятеркой» хотя бы потому, что каждый год выпускные экзамены сдают на "пять" тысячи школьников. А 700 баллов набирают единицы. Так что сравнивать 5-балльную школьную систему и 700-балльную систему вступительных экзаменов — как сравнивать яблоки и лимоны. Несравнимые это вещи.
— То есть 250 баллов — это неплохо?
— Я не могу ответить столь однозначно. Все зависит от сложности экзамена и других факторов. 250 может быть неплохо в один год и плохо — в другой… Есть два вида экзаменов. Первые построены на принципе универсальности баллов. Яркий пример — TOEFL: вы сдаете экзамен, вместе с вами его сдают десятки тысяч людей и экзамен показывает, в каком процентном соотношении вы находитесь по отношению к другим. Эта цифра серьезно не меняется на протяжении двух лет. А есть другой тип экзамена — наш. Его результаты действительны здесь и сейчас, для этой группы людей. Это словно марафонский забег, в котором, как вы знаете, не бывает рекордов. Потому что нет двух одинаковых марафонов, каждый марафон отличается по рельефу трассы, по погоде и по многим другим признакам. В отличие, скажем, от забегов на 100 метров, где все находятся в одинаковых условиях. Вот почему сравнивать 250 баллов этого года с 250 баллами прошлого — уже в корне неправильно. И переводить одну систему в другую — также. И вот почему неправильно рассуждать о том, сколько на вступительных экзаменах выявлено двоечников. Двоечников там просто быть не может.
— Как определяется, кто потребуется нашему обществу в ближайшем будущем? И сколько? Сколько потребуется врачей, учителей, инженеров, космонавтов?
— Это самый сложный вопрос в образовании. Мы определяем это на основе прогноза, который нам предоставляет министерство экономики Азербайджана.
— И только?
— Для формирования плана приема — да. Но все равно предсказать, кто и в каком количестве может понадобиться стране и обществу в ближайшие годы, чрезвычайно сложно. Поэтому лучший ответ на этот вопрос — гибкость. Мне нравится формулировка, которая наверняка вызовет протест у большой части ваших читателей: основная задача образования — научить учиться. Поясню: если основная задача образования дать те компетенции, которые релевантны на момент выпуска, то есть в этом году специалисту в данной профессии необходимо знать от сих до сих, то очень велика вероятность, что спустя несколько лет его знаний будет недостаточно или они устареют. То есть условие "Знать" необходимо, но недостаточно. Вот почему мы должны снабдить учеников навыками продолжать обучение. И тренд последних десятилетий — lifetime learning — пожизненное образование.
— К слову, насколько я знаю, далеко не все учебные заведения подчиняются Министерству образования. Например, многие вузы — не «ваши». А потому случаются претензии «не по адресу»...
— Я вам честно скажу: я не считаю правильным разделение ответственности на основании того, кому подчиняется тот или иной вуз. Это было бы слишком легко.
— «Это не мое, я ни при чем...»
— Да. И скажу, что вуз вузу рознь. Во всяком случае, в нашем ведении есть вузы, которые, на наш взгляд, двигаются в очень правильном направлении и достаточно быстро. И есть вузы, работой которых мы недовольны. Вот почему неверен принцип деления "если этот вуз находится в ведении Министерства образования, то "он хороший" и мы несем за него ответственность, а если он "не наш", то — нет". Я не хотел бы проводить такую линию. Я бы сказал по-другому: у нас в стране есть вузы, которые понимают, что такое современная высшая школа, а есть вузы, которые этому определению не соответствуют.

«У нас в стране есть вузы, которые понимают,
что такое современная высшая школа,
а есть вузы, которые этому определению
не соответствуют».


— Что вы подразумеваете под современной высшей школой?
— Современная высшая школа — это центр обучения, науки, инноваций и экономической активности. В мировой практике вузы делятся на исследовательские и предпринимательские. Но делятся условно, потому что исследовательские все равно имеют связь с экономикой, а предпринимательские также занимаются наукой.
Словом, не будем разделять на вузы по принципу подчинения — Министерству образования или другим ведомствам. Каждый вуз достаточно автономен и самостоятелен. Большим упрощением будет предположение, что вузу можно приказать "идти налево или направо". Вуз можно побудить к этому, вуз можно поставить в рамки, внутри которых ему идти в неправильном направлении будет затруднительно. Но сделать это вместо вуза — приказом министра, грозным окриком, пропагандистской беседой – вовсе не то, как работает система.
Вузы, как первой, так и второй категории, есть и в нашем ведении, и в частном секторе, и среди ведомственных. Например, Университет АДА, подчиняющийся Министерству иностранных дел, очень прогрессивен. А есть ведомственные вузы, которые не отвечают современным требованиям.
— А некоторые наши студенты вообще учатся за рубежом. Однако, насколько я знаю, первая госпрограмма по обучению молодежи за рубежем недавно завершилась — в декабре 2015. Планируется ли запуск второй программмы? Если планируется, то когда и в чем будет ее отличие от первой?
— В ходе обсуждений с коллегами в правительстве было принято решение взять паузу на год с целью изучить накопленный опыт вытекающий из осуществления первой Государственной Программы по обучению молодежи за рубежом (2007-2015). Как известно более 3500 студентов, магистрантов и докторантов получили право учиться по этой программе. Более полутора тысяч и сегодня продолжают свое обучение. Как мы анонсировали ранее, фокус второй программы будет смещен с отправки студентов заграницу на укрепление научно-педагогического потенциала национальных вузов. Для этого планируем приглашать ведущих зарубежных специалистов — преподавать в наших университетах. Предлагается внедрение количественных квот для студентов (в первую очередь магистрантов и докторантов), которые будут отправляться на обучение заграницу. Вузы, в свою очередь, представят свои предложения по тем направлениям, где эффект от привлечения специалистов будет максимальным. Эта работа будет тесно координироваться с приоритетами и потребностями социально-экономического развития, с упором на те сферы образования, которые готовят специалистов по приоритетным областям национальной экономики в новых экономических реалиях.
Предположительно окончательная проработка всех этих вопросов займет академический год. Поэтому в этом году мы ожидаем еще более высокого конкурса на поступление в наши ведущие вузы. Также, для абитуриентов, кто предпочитает получать высшее образование на английском языке, появится альтернатива сдавать вступительные экзамены в формате SAT. Эта возможность была ранее доступна только студентам, поступающим в университет АДА. Так как результаты были обнадеживающими, мы планируем распространять этот положительный опыт и на другие вузы с программой обучения на английском языке. Естественно, это будет происходить на основе их обращения к нам.
— Хотел коснуться вопроса социальной жизни в вузах. Я сам когда-то играл в КВН за филфак, посещал игры брейн-ринг и так далее… Сегодня, я знаю, студенты не менее активны. Следите ли вы за жизнью в студенческой среде? Наблюдаете ли соревнования, посещаете ли КВН или, может быть, интеллектуальные первенства? Поощряете ли как-то лучших?
— Безусловно, это большая часть жизни и нас не может это не затрагивать, не интересовать. Студенты играют в КВН, играют в брейн-ринг... Во многих вузах есть музыкальные коллективы, что раньше называлось художественной самодеятельностью... Проводим студенческие чемпионаты по различным видам спорта, есть, к примеру, студенческая футбольная лига. Со многими спортивными федерациями работаем очень тесно.
— Приглашают вас на соревнования или на творческие вечера?
— Ходим, конечно. Например, на конкурс студенческой песни "Univision". Его финал проводился в прошлый раз во Дворце Гейдара Алиева. Есть Кубок знаний на соревнованиях по брейн-рингу, который учредило Министерство образования. Есть другие интересные проекты, в том числе и телевизионные... Говоря о студенческой жизни, нельзя не упомянуть о движении волонтеров. Для Первых Европейских игр мы создали волонтерское движение "Bir", сейчас эти ребята будут работать на соревнованиях по «Формулы 1»... Но отдельными мероприятиями их деятельность не ограничивается, мы стараемся сделать жизнь наших студентов насыщенной всегда. Потому что неакадемическая жизнь студентов является важной частью функционирования любого вуза.
— Я затрону тему внеклассного образования. Когда-то система Домов и Дворцов пионеров была очень востребована? Вернется ли к нам что-то подобное?
— Внеклассное образование, разумеется, очень важно… И мы стараемся уделять ему внимание тоже. Отремонтировали и переоборудовали галерею изобразительных искусств на улице 28 Мая. Строится STEM-центр (Science, Technology, Engineering and Mathematics — объект внешкольного образования, что-то вроде Дома Науки и Техники для детей и юношества. – Прим. В.С.), он откроется в сентябре. А последняя новость: мы начинаем ремонт Детского и Юношеского Дома творчества имени Тофика Исмайлова (бывший Дворец пионеров имени Гагарина). А его деятельность временно переносим в Старый город, в здание Энциклопедии. Это наш совместный проект с администрацией Ичери Шехер. Дети там будут не только развиваться по части внешкольного творчества, но и пропитываться аурой старого города, духом истории нашей столицы, нашей страны. И у них в дальнейшем, когда они вырастут, никогда не возникнет желания построить что-то на месте исторического памятника, потому что это станет частью их детских воспоминаний.
— Завершая беседу… Не могли бы вы поделиться своими школьными воспоминаниями? Был ли в вашей жизни Учитель с большой буквы?
— У меня их было несколько. Первые семь лет я учился в школе №1, на улице Толстого. А, далее в Лицее технико-гуманитарных наук, основанный академиком Мирзаджанзаде. И везде, где я учился, безусловно, были хорошие учителя, которые очень много вложили в нас — своих учеников. С кем-то мы поддерживаем связь, некоторые до сих пор работают в системе образования...
— Вот кому можно будет категорию поднять без лишних вопросов, ведь их ученик стал министром!
(улыбается) Каждый из нас отражает частичку того учителя, с которым ему довелось соприкоснуться. Я уверен, что у меня были очень хорошие учителя и хочу надеяться, что и я смогу передать будущему поколению все то, чему они меня научили.

Minister2

ДОПОЛНЕНИЯ:

Куда обращаться?
  • Для получения информации по образованию можно обращаться в Информационный Центр МО (номер 146, либо по номеру +99412-599-11-55, а также по электронной почте: office@edu.gov.az

  • В Министерстве образования также функционирует электронный портал по приему обращений граждан www.qebul.edu.az, задачами которого являются усовершенствование процесса записи на прием к должностным лицам в МО и подведомственных структурах, обеспечение прозрачности рассмотрения обращений и контроля приема граждан.

  • Благодаря электронному порталу, любое обращение гражданина, в независимости от его месторасположения и структуры Минобразования, в которую он хочет обратиться - будь то районный отдел образования, вуз, колледж, лицей или же какой-либо отдел министерства, автоматически попадает под внимание руководства Минобразования. Таким образом, граждане, имеющие вопросы, предложения или жалобы к работникам системы образования, не должны стоять часами у закрытых дверей с надеждой на то, примут ли их, решится ли справедливо и своевременно их вопрос. Они могут записаться на прием, позвонив по номеру 146 Информационного центра МО, либо придя в приемную министерства или обратившись в подведомственные структуры.

  • После того, как обращение гражданина было принято и зарегистрировано в электронном портале, ему на мобильный телефон приходит короткое сообщение, с его личным номером обращения, названием структуры, куда он должен пойти и временем приема.

  • По окончанию приема, ответственное лицо, принявшее гражданина, заносит в соответствующую графу портала результаты встречи. Затем, сотрудники Информационного центра МО перезванивают гражданину для определения степени удовлетворенности этим приемом. Если мнения чиновника и гражданина совпадают, то вопрос считается закрытым. Если же гражданин недоволен результатом приема, то сотрудники министерства еще раз пересматривают его вопрос.

  • На электронном портале существует специальный поиск и архив по категориям, где собираются все обращения и их результаты. Посредствам данного портала, можно проводить мониторинг с целью выявления наиболее актуальных обращений для нахождения путей их решения.

Учебники
  • На сайте www.e-derslik.edu.az размещены электронные версии 107 учебников, использующихся сегодня в школе: 64 учебников на азербайджанском языке и 43 – на русском. Каждый гражданин может зарегистрироваться, скачать их или просмотреть онлайн, и оставить свои комментарии.

  • Вместе с тем на сайте www.e-resurs.edu.az представлены проекты учебников, готовящихся для 2016-2017 учебного года. Любой гражданин, заинтересованный в улучшении образования, может с ними ознакомиться, указать на возможные недочеты, ошибки, оставить свои рекомендации.


Первое интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 1)
Первое интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 2)



Другие интервью в этом блоге:
Игорь Костолевский: "Понять боль Плюшкина"
Счастье Вахтанга Кикабидзе
Брат. Разговор с Валерием Меладзе
Великий и простой Ицхак Перлман
Рамиз Фаталиев: "Отдал пас и открылся"
Алсу: "Поэтому я — бакинка"
Памяти Льва Дурова
Страшные сказки Андерсона
Валентин Черных: "Гоша — это я"
Расим Оджагов: «Если ты порядочный, ты должен погибнуть»
Анар Рейбанд: "Цените то, что есть"
Ширин Нешат: Восточная женщина из-за океана
"Зеленый диван" с Михаилом Дегтярем
"Зеленый диван" с Рамизом Фаталиевым
"Зеленый диван" с Фаиной Алекперовой
"Зеленый диван" с Фуадом Шабановым
"Зеленый диван" с Айнур Мамедовой
"Зеленый диван" с Нахидом Багировым
"Зеленый диван" с Наргиз Джалиловой
"Зеленый диван" с Рашадом Мехтиевым
Антикризисный "Зеленый диван"

Рубрика:

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow