?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время в интернете участились разговоры о неких притеснениях русских в Азербайджане. Мои друзья и подписчики в социальных сетях, к счастью, отличаются адекватностью и здравомыслием, однако, увы, про всех обитателей Сети, такого не скажешь, и то тут, то там муссируются странные, а порой и весьма бредовые слухи.
Говоря о 1990-х годах, некоторые деятели даже договорились до словосочетания «этническая чистка русских в Азербайджане».

Вот что пишет некий блогер (упоминать его имя или давать ссылку я не буду, к чему рекламировать лживые ресурсы?):
«Из всех кавказских республик (не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в Баку русских в январе 1990 года убивали только за то, что они русские». И далее – с безумными подробностями.

Безусловно, подобные заявления можно квалифицировать лишь как злонамеренную провокацию.

DSC08777_long

Я – русский. И горжусь этим. Равно горжусь и тем, что родился и живу в Азербайджане. Русский язык не предусматривает разницы в понятиях азербайджанец по национальности и азербайджанец по гражданству (в отличие от пар «русский/россиянин, казах/казахстанец и т.п.), так что я – русский азербайджанец. Мои предки в большинстве переехали в Баку более ста лет назад, поэтому я, наследник Сапуновых, Перфильевых, Левиных и Нехорошевых-Артамоновых, представитель четвертого поколения моей семьи на азербайджанской земле, могу считать себя и коренным бакинцем. Посему я посчитал необходимым высказаться от имени русских азербайджанцев.

Отношения азербайджанцев с русскими исчисляются столетиями, разумеется, в истории этих отношений есть немало конфликтных, равно и позитивных аспектов (возьмем хоть мифическое похищение Степаном Разиным, пиратствовавшим на Каспии, сальянской княжны или написание Сергеем Есениным "Персидских мотивов" в дачном поселке близ Баку).
Но вместе с тем... Я не историк, если ошибаюсь, пусть профессиональные историки меня поправят... Но вместе с тем я никогда не слышал, что в Азербайджане между азербайджанцами и русскими были жесткие этнические противоречия. А уж на моей памяти – тем более. Мне уже пришлось как-то раз по этому поводу давать комментарий телеканалу "Дождь".

Но обратимся к 1990 году.

Михаил Горбачев, которым изрядное число людей в мире восхищается как реформатором, с именем которого связывают окончание Холодной войны и вывод советской армии из Афганистана, лауреат Нобелевской премии Мира, для Азербайджана навсегда останется убийцей, отдавшим приказ о вводе войск в Баку в январе 1990 года, когда в нашей столице погибли десятки ни в чем неповинных людей: в том числе стариков, женщин, детей.
И ни тогда, ни после в Баку никому и в голову не пришло связать имя Михаила Горбачева с русскими, живущими по соседству. Да, тогда многие уехали, но не потому, что их гнали, а потому что не знали, что будет дальше, ведь в те страшные годы рушилось все, к чему мы привыкли, люди отправлялись искать место поспокойнее.

В январе 1990 года я учился на втором курсе университета. Обратите внимание – по специальности «Русский язык и литература». Занятия у нас тогда – на всех факультетах – из-за трагических событий прервались, но ненадолго. И мы продолжили изучать морфологию русского языка, русский фольклор, поэзию Тредиаковского, прозу Достоевского и все такое прочее. Ни слова против русского, ни слова против русских я не слышал. Другие факультеты, где также велось преподавание на русском, аналогично продолжили свою работу. Продолжили мы занятия и на военной кафедре, где нам преподавали русские кадровые офицеры: полковник Севостьянов, подполковник Кузнецов и другие.
В конце 1990 года мы даже сыграли в межфакультетский КВН, где осмелились пошутить над военным комендантом города генералом Дубиняком.
А в 1993 году я благополучно закончил свой филфак, защитив диплом по прозе Михаила Булгакова.

Чем еще было начало 1990-х для меня?
Это первые публикации в прессе (1991 – газета «Молодежь Азербайджана»). Конечно, на русском.
Это первые телевизионные эксперименты (1993 – телеканалы АзТВ и BMTi). На русском.
Это, в конце концов, команда КВН «Парни из Баку», которая на русском языке доказала свое превосходство на московской сцене.

Время было, конечно, было нелегкое. Разваливался Советский Союз, шла тяжелая Карабахская война, азербайджанские земли захватывались вооруженными силами Армении, нарастал поток беженцев с оккупируемых территорий, в Баку порой просто не хватало хлеба... Но все трудности, все проблемы русские в Баку переживали и сегодня продолжают переживать наравне с азербайджанцами, а также евреями, грузинами, украинцами, лезгинами и другими нашими согражданами. Общие у нас горести, общие у нас радости.
И не зря в списке Национальных Героев Азербайджана значатся имена русских парней: Игоря Макеева, Юрия Ковалева, Сергея Сенюшкина, Виктора Серёгина, Евгения Карлова, Михаила Слесарева и других, погибших за независимость и террориториальную целостность нашей страны – Азербайджана.

А провокаторам, которые во имя каких-то мутных интересов, назойливо пытаются вбить клин между азербайджанцами и русскими, не верьте.
Посылайте их. По-русски. Или по-азербайджански. Или как вам удобно.
Главное, чтоб подальше.

Ваш Вячеслав Сапунов, журналист, блогер

Приложение. Несколько иллюстраций в тему.

Семья поселенца. Пос. ГрафовкаEDITED
Русские поселенцы в Муганской степи. Азербайджан, начало ХХ века. Цветная фотография Сергея Прокудина-Горского.

books
В Баку издаются газеты и журналы на русском языке, глянец – вообще преимущественно русскоязычный. Популярнейшие интернет-сайты с доменом .az – на русском языке. Продаются книги на русском, русская литература переводится на азербайджанский. Русскоязычных писателей тоже немало. Вам знакомы имена Чингиза Абдуллаева и Эльчина Сафарли?

drk1
Дом Русской Книги в Баку.

newoldbaku30_pushkin
Памятник А.С.Пушкину среди азербайджанских поэтов и писателей на фронтоне Национальной библиотеки имени Ахундова. Там же в галерее есть памятники Д.И.Менделееву и М.Горькому.

pushkin
Памятник А.С.Пушкину, установленный в 2001 году в сквере на улице Пушкина. В Баку также есть улица Толстого, улица Маяковского, улица Есенина и др. На пересечении улиц Гоголя и Хагани стоит Русский Драматический театр. Официальный адрес Кабинета министров Азербайджанской республики – улица Лермонтова, 68. Сам я живу на Московском проспекте.

sobor03
В Баку есть три русских православных храма, относящихся к Бакинско-Азербайджанской епархии Московского Патриархата. Есть также церкви в Гяндже, в Хачмазе, молитвенный дом в Сумгаите. Кому-то покажется удивительным, но в Баку есть православные христиане – этнические азербайджанцы. Более того, есть этнические азербайджанцы – священники Русской Православной Церкви. Русского моллу я не встречал, но знал русского, принявшего ислам.

sobor14
Обратите внимание на табличку, украшающую наш кафедральный собор – Святых Жен-Мироносиц. Здание построено в 1907 году при поддержке видного сына азербайджанского народа мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева и на частные пожертвования верующих. "В советский период храм был закрыт одним из первых в 1920 году. Сначала в нем располагался склад, а затем спортивный зал. В дни январских событий 1990 года в колокольню храма попали два снаряда, по причине чего она частично была разрушена, пол просел, стены потрескались, а кровля обвалилась. В 1991 году полуразрушенное здание храма было передано Русской Православной Церкви"; Реставрации и возрождению храма посодействовал еще один азербайджанский меценат – Айдын Курбанов. "После ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 года состоялось открытие обновленного храма. В торжественном мероприятии приняли участие президент Азербайджанской республики Гейдар Алиев, председатель Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам гаджи Аллахшукюр Паша-заде".


В Азербайджане действуют русские школы, в вузах также ведется преподавание и на русском языке. В Баку есть Славянский университет, основанный в 2000 году на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы имени М. Ф. Ахундова. Работает филиал МГУ имени М.В.Ломоносова. В 2015 году открылся филиал Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова – первый зарубежный филиал знаменитого "первого меда".
Другой "первый филиал" – бакинская телепрограмма "Что? Где? Когда?". Это первая лицензионная версия легендарной передачи, созданной Владимиром Ворошиловым. Она выходит на русском языке на первом канале Азербайджанского Государственного телевидения.

Из Баку на весь мир вещает канал CBC – вещает на русском, английском, армянском, фарсидском и азербайджанском языках.

Как-то раз показали и моего сына – Вячеслава Сапунова-младшего. Тоже русского азербайджанца.

SlavaSapunovJunior

А это наша веселая семья: два Вячеслава Сапуновых и наша супруга/мама – Эльнара Мамедова, журналист, редактор и телеведущая.

_MG_9173

Портрет в начале – adilАдыль Юсифов. Портрет в финале – Эльмар Мустафазаде.



Comments

wergiliy
Apr. 25th, 2016 07:18 am (UTC)
На каком-каком проспекте вы живете, Вячеслав?
(Anonymous)
Apr. 25th, 2016 08:01 am (UTC)
На Московском проспекте в городе Баку.
(no subject) - rork - Apr. 25th, 2016 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - wergiliy - Apr. 25th, 2016 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - rork - Apr. 25th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapunov - Apr. 25th, 2016 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - wergiliy - Apr. 25th, 2016 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapunov - Apr. 25th, 2016 11:37 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Apr. 25th, 2016 10:13 am (UTC)
Спасибо.
(Anonymous)
Apr. 25th, 2016 10:42 am (UTC)
Спасибо вам:)
who_is2012
Apr. 25th, 2016 10:47 am (UTC)
Старого Баку уже нет и никогда не будет!
То, что Вы описываете - новый Баку, по которому, наверно, бакинцы будут ностальгировать минимально
sapunov
Apr. 25th, 2016 11:38 am (UTC)
У каждого поколения своя ностальгия...
(no subject) - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapunov - Apr. 25th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
О взглядах - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
Re: О взглядах - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 05:56 pm (UTC) - Expand
О сне разума - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:13 pm (UTC) - Expand
Re: О сне разума - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:16 pm (UTC) - Expand
О гармонии - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:19 pm (UTC) - Expand
Re: О гармонии - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:21 pm (UTC) - Expand
Об опыте - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:25 pm (UTC) - Expand
Re: Об опыте - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
Согласен - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:31 pm (UTC) - Expand
Re: Согласен - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:33 pm (UTC) - Expand
Чего? - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:36 pm (UTC) - Expand
Re: Чего? - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:38 pm (UTC) - Expand
О концлагерях - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:54 pm (UTC) - Expand
Re: О концлагерях - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 07:03 pm (UTC) - Expand
О прозрении - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
Re: О прозрении - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 07:40 pm (UTC) - Expand
О "старом" Баку - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:11 pm (UTC) - Expand
Re: О "старом" Баку - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:13 pm (UTC) - Expand
О 100%-ах - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
Re: О 100%-ах - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
О доверии - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:22 pm (UTC) - Expand
Re: О доверии - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:24 pm (UTC) - Expand
Можно, ... - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:26 pm (UTC) - Expand
Об очевидности - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:29 pm (UTC) - Expand
О бозонах родимых - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:33 pm (UTC) - Expand
Re: О бозонах родимых - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:35 pm (UTC) - Expand
Об абсолютной Истине. - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:42 pm (UTC) - Expand
Об ощущениях - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:49 pm (UTC) - Expand
Re: Об ощущениях - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:55 pm (UTC) - Expand
О ясности - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 07:31 pm (UTC) - Expand
Re: О ясности - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 07:38 pm (UTC) - Expand
О смехе - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 07:54 pm (UTC) - Expand
Re: О смехе - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
О долголетии - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 08:03 pm (UTC) - Expand
Re: О долголетии - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 08:06 pm (UTC) - Expand
Поясняю идиотам, ... - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 08:13 pm (UTC) - Expand
Re: Поясняю идиотам, ... - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
Кстати, это вы ... - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 07:57 pm (UTC) - Expand
Re: Кстати, это вы ... - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 07:58 pm (UTC) - Expand
Sardar Nazarov
Apr. 25th, 2016 10:54 am (UTC)
Здравствуйте. Хочу бережно заметить что Московского и других проспектов с подобными именами оставшиеся в Баку из времен СССР, не очень давно но переименовались (кстати к лично моему сожалению) - например тот самый проспект Московского насамом деле является проспектом Гейдара Алиева)))
Насчет основной темы - да, Вячеслав, Вы совершенно правы в том что никакого там "притеснения русских" или же "наибольшая жестокость по отношению русских в Кавказе" нет, как этого утверждают некоторые лживые разжигающие межнациональные конфликты ресурсы. Но, я Вам скажу что, хотя и такого в таком масштабе и в такой степени жестокости нет, но всё же в последнее время особенно у НЕрусскоговорящим проценте населения очень даже заметно конфронтационный настрой против русских, так сказать. Хотя и это относится в частности русского государство (темы связанные с Карабахом и что мол Россия виновница всего), но всё же тот процент местного населения (не русскоговорящий) так сказать не совсем искренны когда улыбаются русскоговорящему тоже местному гражданину. То есть, не всё так плохо. всё в порядке с русскоговорящим населеним в Азербайджане, но у местного населения так сказать у протого народа всё же есть некий негатив против русскоговорящих.
wergiliy
Apr. 25th, 2016 11:07 am (UTC)
Удивительно читать такое от азербайджанца.
(no subject) - Sardar Nazarov - Apr. 26th, 2016 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - wergiliy - Apr. 27th, 2016 12:15 pm (UTC) - Expand
sapunov
Apr. 25th, 2016 11:42 am (UTC)
Поверьте, Московский проспект сейчас существует. Теперь так называется проспект между площадью 20 Января и выездом из города. Очевидно, в Московский переименована часть Тблилисского проспекта. На нем располагаются киностудия Азербайджанфильм, Институт проблем водного хозяйства и т.п.

Edited at 2016-04-25 11:42 am (UTC)
Московский проспект - Sardar Nazarov - Apr. 26th, 2016 10:31 am (UTC) - Expand
hagan_ahmedov
Apr. 25th, 2016 05:59 pm (UTC)
О проекциях
Нерусскоговорящее население Азербайджана, каковых уж конечно абсолютное большинство, буде оно антирусски настроенным, безусловно проявило бы себя. Но в отличии от тех же русских, массы азербайджанцев не зомбируемы и прекрасно осознают разницу между русским народом и кремлёвскими мудрилами)))
Так что, уважаемый Сардар, не надо ля-ля...

Edited at 2016-04-25 06:20 pm (UTC)
Re: О проекциях - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:32 pm (UTC) - Expand
Об укросайтах - hagan_ahmedov - Apr. 25th, 2016 06:45 pm (UTC) - Expand
Re: Об укросайтах - who_is2012 - Apr. 25th, 2016 06:46 pm (UTC) - Expand
Re: О проекциях - Sardar Nazarov - Apr. 26th, 2016 10:23 am (UTC) - Expand
Re: О проекциях - hagan_ahmedov - May. 6th, 2016 07:45 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Apr. 25th, 2016 08:03 pm (UTC)
Советую открыть карту Баку и убедиться в наличии Московского проспекта. Ну а если недосуг по карте искать, так я вам на словах объясню где он находится - от круга 20 Января до начала Сумгайытского шоссе (баладжарский спуск). Нужно лучше знать свой город. Приношу извинения, если показался груб.
girikhan1
Apr. 25th, 2016 06:42 pm (UTC)
Баку, удивительно красивый, а самое главное, радушный и многонациональный город. На городских улицах очень часто слышится русская речь, и никого это не должно удивлять, если говорим про цивилизованные страны, к которым бесспорно относится и древний Азербайджан.
blackforeman
Apr. 25th, 2016 10:38 pm (UTC)
О русских азербайджанцах
Уважаемый Вячеслав,
прочитав Ваш блог не могу остаться в стороне и не оставить свой комментарий к Вашему блогу. Тем более, что мы с Вами почти что однофамильцы. Правда, в моей фамилии присутствует буква К - Сапунков.
Мои предки как и Ваши, живут в Азербайджане уже 300 лет. Мой род взял своё начало в селе Ивановка Исмаилинского района.
Честно говоря, я так и не понял о каком Московском проспекте идёт речь. Если о старом местоположении проспекта, то он сейчас переименован на проспект Гейдара Алиева, если о новом местоположении, то это в районе метро 20 января.
Что касается 90-х. Я сам лично пережил, как и многие русские, этот позорный период (не постыжусь этого слова). Михаил Горбачев, решив внедрить демократию и гласность в советское общество, пошел крайне дурным путем. Вместо того, чтобы пересмотреть экономику, реформировать её (как это сделали китайцы), решил открыть рот голодному рабочему. К чему это привело, нам всем известно. Ввод войск в Баку-это не только провокация, это предательство в отношении всей России и Азербайджана. Хотя бы потому,что территория Азербайджана отвоевана в ходе двух русско-персидских войн, результат которых закреплен Гюлюстанским и Туркманчайскими договорами. Разбазаривание земель, которые завоеваны кровью российского солдата является больше чем предательство в отношении самой России. Все эти события можно было бы пресечь в корне. Но, по всей вероятности, кому-то необходимо было разделить и властвовать.Кому-то необходимо было создать искусственный очаг напряжения довольно нехитрым методом-национальная рознь.
Когда начались погромы армян, а не русских, как это преподносят некоторые "сострадатели русского народа", моя семья пережила страх погрома, который мог перекинуться и на русских. А такие лозунги "демократов" и "патриотов" Азербайджана, в то неспокойное время, выдвигали открыто. Например, я видел плакат на площади Ленина (сейчас Азадлыг) такого содержания: "Русские в Рязань, татары в Казань". И это было в реальности. Мне тогда было всего 16 лет. Наши некоторые соседи, русские, уехали из Баку из-за страха угрозы собственной жизни. И это было. Некоторые остались, как и моя семья, и проживают до сих пор в Баку. Я благодарен азербайджанцам, которые поддержали нас в те неспокойные времена. Тем азербайджанцам, которые не дали нас в обиду новоиспеченным "демократам" и "народному фронту".
Я до 19 лет не знал азербайджанского языка. Почему не знал-это отдельная тема, которая актуальна и сегодня. Сейчас я владею и разговорной речью и письменностью.
В 19 лет я был призван в Вооруженные силы Азербайджанской Республики. Участвовал в боях за территориальную целостность и независимость Азербайджанской Республики. Имею боевое ранение в боях за освобождение агдаринского района.
Только благодаря покойному Гейдару Алиеву (пусть покоиться с миром его прах) был заключен мирный договор и стабильность вернулась в Азербайджан и Баку.
Что касается каких-либо притеснений русских в Азербайджане. Они были. Но, после прихода к власти Г.Алиева ситуация изменилась. Погромов русских не было.Это точно.
Конечно, время изменилось в корне. Сегодня необходимо владеть азербайджанским языком. Грамотно владеть. И это основная проблема русских, проживающих в Азербайджане. Молодежи этот вопрос не касается потому, что вся русская молодежь на сегодняшний день в совершенстве владеет азербайджанским.
Жаль, что молоканская капуста исчезла с прилавков рынка. А ведь в основном поставщиками молоканской капусты были жители Русских Борисов Шаумяновского (ныне Хатаинского) района.
hagan_ahmedov
May. 6th, 2016 07:42 am (UTC)
Re: О русских азербайджанцах
Здравствуйте, уважаемый. В основном согласен с вашими оценками, но ...
1. Целью горбатого был развал СССР. Для этого Андропов и вёл мишку-конверта)
2. Времена порой бывают смутными, но плакатов типа "Русские в Рязань, татары в Казань" всё ж лично я не встречал. Не встречали и мои знакомые. Хотя гипотетически мог кто-нить каркнуть и такой слоган, хотя даже это сомнительно. Провокаторы боятся сплочённой толпы, а мы тогда были монолитом.
3. Не очень понятно, кого вы благодарите за то, что Народный Фронт не обидел вас? Народный Фронт занимался прежде всего защитой армян, которые могли стать жертвами провокаторов. Например мы на работе провожали своих сотрудников от двери до двери) Впрочем благодарности не услышали до сих пор.
4. Притеснений русских не было и до прихода алиевского клана. Просто порядка стало больше, но справедливости ради надо заметить, что беспорядки то организовывали как раз их эмиссары)))
5. Жаль молоканской капусты, но не менее жаль многого другого - жизнь кардинально изменилась и молокане вслед за нашими селянами стали оторванными от корней.
Это жизнь. Увы...
tgumbatova
Jan. 2nd, 2017 05:23 pm (UTC)
русские в Азербайджане
зачем так усложнять- русский- русский,татарин- татарин . азербайджанец- азербайджанец.Это национальность людей.А по поводу остального- проблем нет- просто русских практически нет.Также как и евреев и пр. Остались старики,которые хотят быть похоронены с близкими. А молодежь при любой возможности уезжает.

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow