?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Один из старейших азербайджанских музеев – Национальный музей искусств – в этом году празднует 80-летний юбилей. Полный список сокровищ – произведений европейского, русского, восточного и, разумеется, азербайджанского искусства, хранящихся здесь – состоит из 17 тысяч пунктов! Живописные и скульптурные шедевры, восхитительные творения прикладного искусства продолжают радовать бакинцев и привлекать сюда новых и новых гостей азербайджанской столицы.
Музей находится на одной из самых старых улиц города – Ниязи (бывшей Чкалова, бывшей Садовой), низбегающей мимо исторического Губернаторского сада к площади Азнефть и приморскому бульвару. Сегодня музей занимает два старинных здания, соединенных современной застекленной галереей.

fasad

Первое здание было выстроено по заказу управделами "Каспийского товарищества" Льва де Бура. Несчастный Де Бур умер за 6 лет до окончания строительства в 1895 году, но этот особняк навсегда остался в памяти историков именно как дворец Дебура. С другим владельцем особняка связана забавная легенда. Дескать хитрый нефтепромышленник узнал, что в городском саду напротив строят здание Летнего Собрания (там сейчас находится Азербайджанская Государственная Филармония) и, подсуетившись, договорился, чтоб летний концертный зал был повернут сценой в сторону его балкона. Хитрый миллионер хотел наблюдать за представлениями, не выходя из дома. Правда, это только легенда...
Чего только не было в дебуровском доме – и штаб английского командования, и Совет Народных Комиссаров, и резиденция первого секретаря ВКП(б) Азербайджана Мир Джафара Багирова... Пока, наконец, в 1951 году Багиров не передал свой дворец музею, образованному еще в 1936 году и скитавшемуся до той поры по разным помещениям.

fasad_detail

Соседнее здание, сравнительно недавно ставшее частью музея, также в «послужном» списке имеет маркеры разных эпох: при царе здесь была Мариинская женская гимназия, а при советской власти – горком партии...
Теперь все это – музей искусств. Прекрасное восторжествовало.
Собрание музея начало формироваться еще даже до его основания, в 1920-е годы, когда был общий Государственный музей (позже разделенный на несколько музеев). Туда поступали шедевры из двух музейных фондов – московского и ленинградского, где после революции скапливались национализированные художественные сокровища, которые затем распределялись по музеям СССР. Были в основе бакинского музея и картины, созданные по заказам местных богачей или приобретенные ими в Европе и России.
Шли годы и коллекция пополнялась: проводились экспедиции, осуществлялся обмен с другими музеями, наконец, некоторые экспонаты покупались, некоторые преподносились музею в дар...
Сегодня в музее хранятся свыше 17000 произведений искусства Западной Европы, России, Востока, Азербайджана.

muzey_zal_sculptures
Зал античной скульптуры

muzey_zal_euro

Как интересно прогуливаться по просторным залам музея, особенно в сопровождении главного хранителя! Наиля-ханум Рагимова с увлечением рассказывает о подведомственных шедеврах:
– Мы очень гордимся, что у нас в отделе итальянского искусства представлены все школы – венецианская, болонская, флорентийская и другие. Голландская живопись тоже предмет нашей гордости. А вот поглядите: очень интересные и редкие образцы итальянского фаянса XV-XVI веков. А угадаете ли, чем инкрустирован этот французский столик XIX века? Это кораллы!

muzey_euro_fragonar

Я замечаю, какие богатые рамы у некоторых полотен.
– Конечно! – отвечает главный хранитель. – И эти рамы сами являются музейными экспонатами, произведениями искусства. Видите, какие изыски у обрамления «Пасторали» Жана-Оноре Фрагонара – колчан, стрелы, факел, розы? В каком бы музее мира вы ни увидели картину Фрагонара, там, как правило, будет присутствовать такая богатая овальная рама.

Fragonar

Истории многих произведений порой похожи на детектив.
Портрет императрицы Александры Федоровны работы Фридриха Августа фон Каульбаха, – рассказывает Наиля-ханум, – интересен не только тем, что Каульбах – домашний художник венценосного семейства – исполнил его не по обыкновению маслом, а нарисовал карандашом, деликатно передав элегическую грусть последней русской царицы. Занятно и другое. Весьма долгое время искусствоведы России, Франции знали о существовании этого рисунка, но не догадывались, где он находится. А это часть экспозиции азербайджанского музея и мы сделали об этом подробный доклад.

Kaulbakh

А в 1935 году Третьяковская галерея передала бакинскому музею три полотна, обозначенных просто как женские портреты. Спустя годы эти портреты были атрибутированы как изображения императрицы Александры. Однако и на этом «дело о женских портретах» не закончилось. Наиля Оруджева, историк по образованию, задумалась, почему на портретах царицы нет царских регалий. А на одном и вовсе женщина изображена с розой – романтическим символом, а ведь это императрице не к лицу! Дальнейшее расследование показало, что на портретах – сестра Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета, женщина потрясающей и трагической судьбы, причисленная церковью к лику святых...

muzey_rus_empress_close

Удивительные истории таятся за живописными изображениями! Вот, скажем, полотно работы Юстуса Сустерманса - портрет молодого человека в костюме XVII века, с кружевным воротником и мальтийским крестом – Орденом Святого Стефана Великомученика. Это один из тосканских герцогов Медичи – Фердинандо Второй. И если орден он получил по праву рождения, то истинные заслуги щегольски выглядящего герцога остались без вознаграждения, но в исторической памяти он сохранился как покровитель искусств и наук, как человек, который не побоялся вступиться за своего учителя, попавшего в немилость инквизиции. Учителем был Галилео Галилей.

muzey_euro_duke

А вот на картине серьезный бородатый мужчина раскладывает пасьянс. Оказывается, это автопортрет художника Михаила Ивановича Зощенко – отца знаменитого писателя.

muzey_rus_zoschenko

А юная княгиня Александра, дочь Павла Первого, изображена известным портретистом Владимиром Боровиковским. Если вы скажете, что видели этот портрет в другом музее, то в Баку вам объяснят: Боровиковский написал аж четыре варианта портрета несчастной принцессы. Все они немного отличаются друг от друга. Один вариант действительно имеется в Третьяковской галерее, другой – в Баку.

muzey_rus_carevna

Картина «Прерванное венчание» тоже может что-то неуловимо напомнить завсегдатаям Третьяковки. Да, это автор знаменитого «Неравного брака» Василий Пукирев, отразивший еще одну трагедию во время венчания.

muzey_rus_pukirev

Надолго задерживаюсь возле полотна «Парижский вечер» первого русского импрессиониста Константина Коровина, любуюсь пейзажами Шишкина, Айвазовского, Куинджи...

muzey_rus_korovin
Константин Коровин. Парижский вечер. 1906-1912

muzey_rus_zal3
Зал русского искусства. Справа - картина Ивана Айвазовского "Корабль в бурю". 1899

muzey_rus_shishkin
Иван Шишкин. В лесу. 1878

muzey_rus_kuiji
Архип Куинджи. Волга. 1898-1908

baku1872
Петр Верещагин. Вид города Баку. 1872

muzey_rus_kumovya
Василий Верещагин. Добрые кумовья. 1890

muzey_rus_pashkov
Карл Брюллов. Портрет Пашкова. 1836

А залы, посвященные искусству Азербайджана, – это просто музей в музее, где представлено столько арт-ипостасей, что и перечислять утомишься: древняя керамика и золотое шитье, резьба по камню, по металлу, по дереву, доспехи и оружие средневековья, карикатуры начала XX века, портреты и пейзажи советской поры, наконец, причудливые изыски в жанре contemporary art.

muzey_azerb_zal2
Залы азербайджанского искусства.

muzey_azerb_zal
Залы азербайджанского искусства.

FourSeasons
Ковер "Четыре сезона". Вторая половина XIX века

Все оставляет неизгладимое впечатление. Но даже если вы увидите здесь лишь один ковер «Четыре сезона», являющий удивительную панораму жизни Южного Азербайджана XIX века, или только любую из картин азербайджанских корифеев Тогрула Нариманбекова, Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, вы уже не пожалеете о визите!.. А ведь все упомянутое в этом тексте – лишь крошечная часть сокровищ, хранящихся в азербайджанском Музее искусств. Не верите? Приезжайте, приходите и убедитесь!

muzey_azerb_keramika
Азербайджанская керамика. XIII-XIV вв

muzey_azerb_kosmos
Таир Салахов. Тебе, человечество! 1961

muzey_azerb_narimanbekov
Тогрул Нариманбеков. Баку после дождя

Материал подготовлен специально для казахстанского журнала "Тенгри".

Фотографии - adilАдыль Юсифов.

Рубрика:

Comments

(Anonymous)
Feb. 28th, 2017 10:00 pm (UTC)
И.И.Шишкин
Уважаемый Вячеслав!
Случайно наткнулся на ваш блог и с большим интересом посмотрел картины Бакинского Музея, а Шишкин не дает мне покоя вот уже три дня.
Дело в том, что я художник, живу в Питере, у меня есть в старых альбомах Шишкина эта вещь "В лесу". Но она такого ужасного качества, что не насладиться, а тем более написать качественную копию, практически невозможно. А она меня смертельно зацепила.
У меня к вам огромнейшая просьба. Нет ли у вас возможности выслать на мою электронную почту снимок этой картины с бОльшим разрешением, думаю, что этот снимок вы сжали для блога. Прошу вас, помогите пожалуйста! Заранее благодарен, с уважением, Сергей.
Моя эл. почта inna-purtova@yandex.ru
sapunov
Mar. 1st, 2017 05:05 pm (UTC)
Re: И.И.Шишкин
Добрый день, Сергей!

Я выслал Вам исходный файл в высоком разрешении.
Вот на всякий случай линк:
Download link
https://we.tl/By6sS9cWyO

Удачи Вам!
Вячеслав

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow