?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы долго шли к этому интервью. Изначально я хотел сделать его к годовщине пребывания Микаила Джаббарова на посту министра образования – то есть в апреле. Но командировки, выпускные экзамены и прочие текущие дела оттянули эту затею на три месяца. И это, разумеется, не страшно, потому что большая часть вопросов продолжала и продолжает сохранять актуальность. А по тому, как вдохновенно говорил молодой министр, я понял, что у него действительно многое наболело.
Конечно, за последние годы ситуация с образованием в Азербайджане сложилась непростая. И всякий, даже не вполне образованный человек, казалось бы, легко обнаруживал недостатки. Критиковать отечественное образование стало чуть ли не хорошим тоном. В чем критика справедлива, а в чем критики, увы, перегибают палку, я и попытался разобраться. А также постарался выяснить, есть ли свет в конце туннеля и насколько длинен этот туннель.
Мы проговорили три часа и все равно не успели обсудить все накипевшее (например, высшее образование). Надеюсь, что продолжение последует. И уверен, что спустя, скажем, год министр сможет рассказать еще больше.

minister_main

– Господин министр, вот уже больше года, как вы возглавляете Министерство образования. Что вам за это время удалось сделать?

– Я предлагаю разделить ответ на две части, если вы не возражаете. Во-первых, давайте поговорим институционально, что удалось сделать в этой сфере и это не только работа, которую сделало Министерство образования, команда, которая работает в Министерстве образования. Это намного шире. Это работа, которая была сделана в целом в Азербайджане в сфере образования.
Хочу начать с самого главного – с утверждения государственной стратегии в сфере образования, которая была подписана господином президентом в октябре 2013 года. Стратегия охватила основные направления, по которым мы строим свою работу.
Их пять: 1. Учитель. 2. Содержание. 3. Управление. 4. Инфраструктура. 5. Ресурсы – их наличие и доступность.
Стратегия – документ, который выходит за рамки азербайджанского законодательства. То есть, если у нас есть закон об образовании, то стратегия заглядывает за его горизонт. И в стратегии впервые, на мой взгляд, очень честно отражено состояние образования в АР. Там наряду с теми достижениями, что уже есть, очень профессионально, без эмоциональной окраски, перечислены проблемы, которые стоят перед образованием, и я бы даже сказал шире – перед обществом в сфере образования. Исходя из стратегии, подготовлен план действий, он уже представлен правительству, находится на последней стадии рассмотрения и утверждения. Если стратегия – это ответ на вопрос "Что делать?", то план действий – это ответ на вопрос "Как делать?" Второе более конкретно – школьники, родители, учителя, что было сделано для них за эти 15 месяцев? Самое первое, что было сделано – был решен вопрос с выдачей аттестатов выпускников. Всего лишь три года назад каждый 4-й выпускник 11-го класса не получал аттестата! Это фактически означало, что у них нет возможности, в том числе социальной, для интегрирования на следующую ступень образования или же для последующего трудоустройства. Об этой серьезной проблеме знали далеко не все граждане, но она была.

– Насколько я знаю, вы начали реформы с Баку.

– Да, потому что здесь находится практически треть всех учащихся страны. Бакинское управление образования, в отличие от районных, прямо подчиняется министерству, соответственно мы обладаем здесь полномочиями. (Интервью было сделано, до указа президента от 24 июля 2014 года о совершенствовании структуры Министерства образования Азербайджанской республики. – В.С.) За этот год были подготовлены десятки директоров, которые будут назначены до начала учебного года. Усилены меры по искоренению негативных явлений. Мы обеспечили исчезновение или свели до минимума такие понятия как сбор средств на ремонт, на праздники. Ежемесячно стали выделять для школ средства для решения их хозяйственных нужд. Отремонтированы десятки школ. Мы увеличили среднюю часовую нагрузку учителей, что повлияло на доходы учителей и на соотношение учитель–ученик. Если мы начинали с цифры «1 учитель на 8 учеников», то теперь приближаемся к «1 учитель на 12 учеников». Это все равно ниже международного стандарта, но тем не менее является большим шагом вперед. Мы также решили одну из самых болезненных проблем, касающихся приема учителей на работу, перевода их из одних регионов в другие. Теперь эта система полностью централизована, переведена на электронную основу. В 2014 году мы осуществили централизованный электронный доступ для любого учителя при переводе в другую школу. Это реальное достижение, которое отражается на профессиональном развитии и условиях работы каждого из 150 тысяч учителей, которые работают в системе среднего образования в Азербайджане.

– Тем не менее многие пеняют, что результаты реформ не очень заметны.

– Образование это сфера, где существуют временные лаги между принятием решения, его имплементацией и тем, что мы видим в жизни общества. Ведь негативные явления, что мы видим сегодня, имеют глубокие корни, уходящие в период распада СССР, связаны с изменениями социально-экономических условий, которые привели к общему снижению уровня жизни, что в свою очередь не могло не отразиться на изменении шкалы ценностей. Упал и престиж профессии учителя. За этим последовал неизбежный отток, и не важно, куда он был. Это была короткая, но ощутимая эмиграция не только за пределы страны, но и из сферы образования в рыночно приспособленные сферы. И сегодня в образовании нередко работают те люди, чья молодость, чей активный рабочий возраст пришелся на начало тех процессов, а нынче они подошли к предпенсионному, пенсионному или запенсионному возрасту...

– В июне прошло тестирование преподавательского состава...

– Это диагностическое оценивание учителей Баку произошло впервые за всю историю независимости страны. Мы должны признать, что до сегодняшнего дня у нас не было точного представления, в каком состоянии находится наша армия учителей: как по знанию предмета, знанию методики преподавания, умению ее применять, так и по психологическому состоянию. И соответственно все решения, которые мы принимали раньше в отношении учителей, по части усовершенствования, тренингов, распределения часовой нагрузки и так далее, проводились без учета многих аспектов. То есть мы пытались лечить те или иные болезни, не имея диагноза. Теперь мы знаем об учителях намного больше.

– В СМИ появилась информация, что "из учителей, принявших участие в испытательном оценивании, 14,4% показали низкие результаты, а 85,6% – удовлетворительные результаты из которых 18,2% учителей показали высокий результат". А каково ваше личное впечатление от этих тестов? И что дальше?

– До сих пор единственными данными, которые мы имели об учителях – были анкетные. Мы знали, в каком году они родились, какой закончили вуз и сколько лет преподают. И при этом мы должны были принимать решение о том, где им работать, сколько выделить часов нагрузки, посылать ли на курсы усовершенствования, что именно стоит усовершенствовать... Что дальше? Дальше более тщательные решения по профессиональному развитию педагогов, что в свою очередь приведет к улучшению всех тех качеств, о которых мы говорили.

– Что такое "неудовлетворительные результаты"?

– Это означает, что эти учителя не пригодны для работы в школе. На не самом сложном экзамене из 40 возможных они набрали меньше 20 баллов. Будут ли они увольняться по результатам диагностического оценивания? Нет. Мы это и раньше говорили. Будут ли учитываться результаты диагностического оценивания для того, чтобы создавать педагогам возможность профессионального совершенствования? Безусловно, будут.

– Тесты подразумевали три блока: знание предмета, знание современной методики преподавания и психологическое состояние педагога. Каким оказалось психологическое состояние?

– Я скажу так: разным. Опять же: мы должны были на что-то опираться. У нас была ситуация, когда приходил родитель с жалобой и говорил, что такой-то преподаватель плох или неадекватен. Иди разберись! А сейчас у нас существуют объективные замеры, которые не позволят установить истину в каждом отдельном случае, но дают для начала общее представление о том, позволяет ли психологическое состояние этого преподавателя заходить в начальный класс. Это важно для принятия решения, это напрямую влияет на психологическое состояние обучаемого ребенка и на качество образования.

– Вы упомянули об электронном приеме на работу? Как он происходит?

– Достаточно просто. Вы когда-нибудь заполняли анкету на визу в электронной форме?

– Да, на британскую.

– Применен аналогичный принцип. На сайте Министерства образования представлены все вакансии – около 3 тысяч по всей стране. Человек, который отвечает минимальным требованиям, то есть имеет диплом, позволяющий работать преподавателем, заполняет анкету. Экзамен проходит для всех в один день. В этом году он проходил единовременно в двух корпусах Азербайджанского Государственного Экономического университета. Экзамен электронный. Состоит из 3-х блоков: знание предмета, логику и знание методики преподавания. Результат становится известным практически сразу. Кандидат знает, сколько баллов он набрал и сколько должен был. Мы заранее говорим, что для преподавания в городских школах из 35 вопросов вы должны ответить на 28, в сельских школах из 35 надо ответить на 21. Второй тур: собеседование, чтобы выяснить коммуникационные способности. Кандидаты, набравшие необходимый балл, беседуют с комиссией, куда входят представитель министерства, представитель государственных органов и непосредственно школы, чтобы обеспечить прозрачность.

– Много ли людей стремится в систему образования?

– В прошлом году у нас было 3 тысячи вакансий, к нам обратились 18 тысяч человек. Мы приняли 1281. Да, мы не снизили свой проходной балл, мы не упростили свои требования. Зачем нам принимать на работу учителей, которые не знают свой предмет хотя бы на "четверку"?

– Централизованная система приема на работу изрядно разрушила пресловутую коррупционную систему. А ведь, вероятно, еще есть проблемы, о которых мы даже не подозревали?

– Например, проблема фальшивых дипломов. Она, возможно, напрямую не относится к сфере образования, но на наши показатели влияет и является индикатором других проблем, с которыми мы сталкиваемся. Система позволяла попадать в систему образования людям, не имевшим никакого педагогического образования, устраиваться на работу в школы и учить наших детей. Тут возникает риторический вопрос: а чему могут научить люди, которые начинали или продолжали свою профессиональную деятельность с преступления, с покупки дипломов?

– Сколько же фальшивых дипломов было выдано?

– Точно цифру сказать не можем, но несколько тысяч. В данный момент идет следствие, и, возможно, правоохранительные органы смогут установить точную цифру. Но мы знаем точно, что около 2 000 таких людей с фальшивыми дипломами трудоустроено в системе среднего образования, в основном в районах республики. Сегодня мы знаем их поименно. Все полученные данные мы передали в генеральную прокуратуру, передали и сведения о тех, кто продавал фальшивые дипломы. Среди этих людей были и руководители в системе образования. На моей памяти Генпрокуратура уже опубликовала два пресс-релиза, где информировала общественность. Почему для нас это важно? Пока мы не остановили допуск таких "преподавателей", о чем можно говорить? Как можно очищать воду, если мы не перекрыли источник загрязнения? Сегодня централизованная система приема учителей на работу, сверка базы дипломов, многоступенчатый, прозрачный отбор – это гарантия, что изменения в этой сфере будут необратимы.

– А лже-учителя, которые выявлены, остались на работе?

– Спасибо за хороший термин! Да, они пока на работе. Во-первых, увольнение сразу двух тысяч лже-учителей, это все-таки увольнение двух тысяч людей, хотя и нарушивших закон. Во-вторых, это удаление из учебного процесса 2 000 преподавателей, которых в определенных случаях просто некем будет заменить. Сложная дилемма: такой преподаватель, или никакого? Ведь многие из них преподают в сельских школах. И наконец, среди этих людей есть просто жертвы обмана, которые искренне верили, что являются студентами, ходили на занятия, сдавали сессии, для них были открыты специальные журналы, ведомости. Более того, некоторые из них пришли к нам на экзамен по замещению вакантных должностей и прошли его, доказав свой профессионализм! И лишь в процессе проверки их документов, выяснялось, что таких дипломов Министерство образования не выдавало... Процесс очищения системы будет, даже уже начался, но он не будет одномоментным.

– Мы пока говорим только о средней школе.

– Да, я говорил больше о средней школе, потому что она охватывает наибольшее количество учащихся, но есть изменения и в других областях, например, в профессионально-техническом образовании. Я убежден, что в перспективе человеческие ресурсы Азербайджана являются одним из ведущих экспортных "товаров". Однако на сегодня мы в большой степени вынужденно являемся импортерами профессионально-технических кадров, выписываем специалистов из-за рубежа. Почему это происходит? Во-первых, потому что не существовало планирования приема на профессии, основанного на потребности рынка труда. То есть мы унаследовали советскую систему и игнорировали тот факт, что за эти 25 лет изменилась экономика, появились новые области хозяйства, а другие потеряли актуальность. Впервые в 2014 году Министерство образования составило план приема в профессионально-технические училища на основе изучения рынка труда. Вторая причина – качество подготовки. И тут на первый план выходит понимание того, что такое профессиональный стандарт. Например, при подготовке, скажем, автослесаря, подразумевалось, что он должен уметь ремонтировать автомобили, которые уже давно сняты с производства. И никаких сведений о современных автомобилях. Программы серьезно устарели. Поэтому мы затеяли очень большую работу, которая, подчеркиваю, не проводилась до сих пор. Тесно сотрудничаем в этом направлении с Министерством труда и социальной защиты, подготовили свыше 200 новых стандартов, а нужно еще около 2 000. К тому же мы понимаем, что формировать новые стандарты без учета мнения работодателя неправильно, поэтому разослали запросы во все государственные организации и ведомства, в частные компании... Поэтому сейчас идет пересмотр профессиональных стандартов во всех сферах, не только в профессионально-технической.
И еще один блок добавлю, из того, что "не видно". За последние 15 месяцев мы сделали большую работу по "возврату захваченного", если можно так назвать. Десятки территорий, принадлежащих образовательным учреждениям, были захвачены, огорожены, отведены... Теперь они возвращены в распоряжение школ и других учреждений системы образования. Значительные объемы учебных средств были возвращены должностными лицами, допустившими хищения. Условно говоря, там, где должны были стоять десять компьютеров, а не было ничего, сегодня установлены те самые десять компьютеров. И увольнения руководителей интернатов, спортивных школ, колледжей, ПТУ – это была лишь верхушка айсберга, административным санкциям предшествовала долгая, кропотливая работа по восстановлению недополученного и украденного.
Но больше другого я горжусь тем, что нам удалось изменить настроение в системе образования – среди руководителей, среди учителей, среди учащихся. Появились дискуссии. Да, больше всего критические, да, люди хотят, чтобы все случилось здесь и сейчас. Мы стараемся сделать то же самое, а там, где это невозможно, пытаемся указать причинно-следственную связь.
Сегодня мы принимаем на работу только учителей, соответствующих новому профессиональному стандарту. Увидим ли результат сразу после того, как приняли учителя на работу? Конечно, нет. Он должен войти в класс, его условный шестиклассник должен дойти до конца обучения, интегрироваться и так далее...

– Те самые дискуссии в обществе вызывают и низкие зарплаты педагогов. В них видят причину и школьных поборов, и коррупции, и низкого качества преподавания. Обсуждается ли вопрос повышения заработной платы для учителей, улучшение их социального положения?

– У этой проблемы есть несколько аспектов. Первый. Является ли нынешний уровень зарплаты учителей низким? Да, если принять во внимание, что средний уровень зарплаты в стране превышает 400 манатов, а средний уровень зарплаты учителя, исходя из его средней нагрузки, значительно ниже. Второе. А сколько времени работают учителя? И это тот вопрос, который очень часто выпадает из обсуждений. У нас в стране средняя нагрузка учителя очень низкая – как по сравнению с другими профессиями в Азербайджане, так и по сравнению с учителями других стран. У нас средняя нагрузка учителя не дотягивает до 18 часов в неделю. А не вы, ни я не работаем 18 часов в неделю. А ведь есть учителя, у которых нагрузка 6 часов, 4 часа... В чем мы видим выход, что предпринимаем? Под оптимизацией часовой нагрузки мы имеем в виду отстранение учителей, не отвечающих минимальным качественным требованиям. Согласитесь, Слава, что повышать зарплату учителю, который, грубо говоря, не знает свой предмет, не разумно. Возникает вопрос сертификации учителей, определение уровня их знаний. Теоретически государству было бы легко организовать экзамены для учителей, обеспечить их прозрачность: "Завтра приходи сдавать экзамен. Если сдашь – получишь прибавку, если нет – в лучшем случае останешься с прежней зарплатой на старом месте". Так поступили в некоторых странах, в том числе и в Грузии, с которой нас так любят сравнивать. Я считаю не вполне справедливым внезапно экзаменовать людей по новой программе, не дав им предварительно подготовиться. Прежде мы пригласим учителей на курсы повышения квалификации, а вот по окончании этих курсов будет проходить сертификационный экзамен. И сертифицированные педагоги, разумеется, смогут рассчитывать на более высокую зарплату.
Другая тема. Без повышения уровня оплаты труда в сфере образования, думаю, нам невозможно обеспечить устойчивый приток молодых талантливых кадров, а равно и остановить отток хороших кадров из профессии. Мы заинтересованы в том, чтобы больше талантливых учителей приходило в школу и там оставались. Но с точки зрения причинно-следственной связи, Слава, я думаю, что не стоит тешить себя иллюзиями: повышение учительских зарплат не приведет к скачку в академических показателях. В целом в образовании скачков не бывает, бывает медленное, поступательное движение, бывает вектор.
После исследования ситуации с учителями в Баку, мы произвели подсчеты, прикинули, насколько зарплаты учителей должны быть увеличены, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня и в том числе средним зарплатам по стране, подсчитали, сколько средств потребуется на повышение зарплат и представили наши расчеты Министерству финансов.

– То есть с одной стороны будут перераспределяться часы, а с другой все-таки будет повышаться зарплата учителей?

– Совершенно верно. Это будет комбинация этих двух факторов: оптимизация часовой нагрузки, и повышение базовой ставки за час оплаты труда. Просто сегодня работа в школе считается не часами, а ставками. Ставка – 12 часов в неделю.

– Имеются академические часы – уроки?

– Да.

– Меня всегда интересовало: если я опрашиваю учеников на уроке – это значит, что я работаю. А если я сижу в учительской и проверяю контрольные – я не работаю?

– Прекрасный вопрос! В большом количестве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – В.С.) рабочие часы учителя делятся на классные и внеклассные. И на эти внеклассные часы приходятся проверка тетрадей, встречи с родителями и так далее. В нашем законодательстве этой грани не проводится. Но будем считать, что академический час – это неполный час. И 15 минут, остающиеся от каждого часа, могут быть сложены и составить 3 часа из 12, которые могут быть потрачены на внеклассную работу. Но при любом раскладе, ни в одной из стран нет такой маленькой ставки – 12 часов.
Я вам, вот что скажу. Все ищут связь между уровнем учителя и уровнем образования. А существует и прямая причинно-следственная связь между социальным уровнем и уровнем образования, которая не так сильно зависит от уровня учителя.
Если мы возьмем школу в селе, в котором социально-экономическая ситуация коренным образом, скажем так, отличается от средней по стране, и дадим туда лучших учителей. Означает ли это, что через два года академические показатели в этом условном селе изменятся? Международный опыт показывает, что нет. Эмпирика показывает, что не меньшее, а большее влияние на академические показатели оказывается социальной средой. Потому что все начинается со шкалы ценностей, все начинается с того, как относятся к образованию в семье ученика, среди родственников, во дворе, в его социуме. Факт наличия сильного учителя без поддержки социальным контекстом недостаточен. Вот поэтому наша работа состоит не только из оптимизации системы образования, но и в определенном смысле из оптимизации, усовершенствования шкалы ценностей.

– Разумеется, важно, чтобы и родители ученика, и он сам понимали – учеба это важно. А что происходит на деле?

– Мы сделали социологический опрос, будем проводить его ежегодно. Мы спросили: "Как, на ваш взгляд, успех в жизни связан с образованием?" Не буду сейчас приводить цифры, но скажу вам, что ответы нас обеспокоили.
Другая статистика. 87% родителей в США читают своим детям дошкольного возраста. 37% родителей делают это ежедневно. А вот наша статистика: 34% семей не имеют детских книг дома!
Более 90% детей в странах Евросоюза охвачены дошкольным образованием. А по нашей статистике – 16.5% по стране. С этой точки зрения я считаю огромным шагом инициативу Первой Леди Азербайджана Мехрибан Алиевой о массовом расширении дошкольного образования.

– Больше детских садов?

– Да. Коммуникационные, социальные навыки даются там. Когда наш ребенок приходит в школу он уже отстает от ребенка, к примеру, голландского. Голландский ребенок приходит в школу из детского сада, он уже знает, что такое социум, у него уже были игры на развитие. Первые 2-3 месяца нашего школьника – это привыкание, к умению быть в коллективе, к дисциплине. То, что нам кажется незначительным, потом отражается на академических показателях.
У нас по сложившейся практике, учителя детских садов и начальных классов – это те, кто получил самые низкие баллы при поступлении. Хотя, как родитель, я скажу, что обучение ребенка дошкольного возраста это наиболее сложный процесс, требующий самого высокого профессионализма. При всех проблемах в системе образования, абсолютно неправильно игнорировать ответственность родителей и общества в целом за образовательные и академические успехи своих детей. Мы, граждане, имеем право и обязаны требовать, чтобы система образования работала эффективнее, но мы должны осознавать и свою ответственность.

– Весной был принят этический кодекс учителя. Зачем это было надо?

– Учитель – не просто профессия, не просто человек, который может научить меня, к примеру, математике. Учитель для меня – это миссия. Это человек, который выводит наших детей в большую жизнь. И больше вопросов должно было вызывать отсутствие этического кодекса для учителя, чем его наличие. Можно называть это идеализмом, романтизмом, но нет ничего зазорного в том, чтобы напомнить учителю о его роли в обществе.

– Да, пожалуй, это действительно одна из важных сторон. Но этих "сторон" очень много...

– Мы живем в информационную эпоху с высоким темпом времени, когда доминирует концепция фаст-фуда, когда все хотят "здесь и сейчас". Выдергивают отдельный элемент и ждут от него результата. А наша программа реформ не однобока. Это не просто внедрение кодекса педагога, это не просто продление учебного года, это не просто переход к 12-летней системе обучения, это не просто увеличение часовой нагрузки учителя и увеличение зарплат, это не просто "давайте по этому предмету учебники будут лучше". Это все вместе и еще многое другое! Попытка выставить отдельно взятое решение как эликсир-панацею от всех болезней – вот где ошибка! Проблема может быть одна, но для ее решения порой требуется десять шагов в десяти сферах.
Возьмем проблему качества образования. За последние годы в Азербайджане построены и отремонтированы 2700 школ. Без этого невозможно наладить учебный процесс, отвечающий стандартам XXI века. Достаточно ли этого, чтобы улучшить качество образования? Нет, потому что педагог, входящий в отремонтированный класс, – тот же самый педагог. Значит, нужно поднять и уровень педагога! А может ли педагог, закончивший курсы повышения квалификации, с повышенной зарплатой, работать лучше в оборудованном классе без новых учебных пособий? Нет, конечно. И так далее...

– Мы подошли к теме длительности обучения.

– Вот. Меня удивляет логическая нестыковка. С одной стороны люди недоумевают, зачем увеличивать срок обучения в школе до 12 лет, а с другой большинство после школы стремится продолжить образование – в вузах, в колледжах, в ПТУ... И многие – за свои кровные деньги. А когда государство им предлагает дополнительный бесплатный год, они... Не спрашивайте меня, почему.

– Я, собственно, говоря, не против. Это мировая практика.

– Да. Мы живем в глобальной экономике. Как конкурируют компании, так же конкурируют страны. Страны конкурируют по части качества человеческого ресурса. Объясните мне, как молодой гражданин Азербайджана, прошедший нашу 11-летнюю систему обучения, будет конкурировать с молодым голландцем, который в доуниверситетской образовательной системе учился 14 лет?! И к тому же наш учебный год значительно короче голландского. Не слишком ли много мы требуем от наших детей?

– Учебный год тоже будет продлен?

– У нас длительность обучения 32 недели. Это очень короткий срок. Средний стандарт в государствах ОЭСР – 38 недель, а в некоторых странах учеба длится и 41 неделю. Ведь очевидно, что необходимое количество материала легче будет усваиваться ребенком, если растянуть этот процесс, нежели в сжатый период. Удлинение учебного года до 34 недель скажется и на количестве уроков в день – их будет меньше, а заодно и на весе школьного портфеля.
К тому же каждый учитель вам подтвердит: когда ребенок приходит в школу после каникул, длившихся три с половиной месяца, первые две-три недели они стараются просто восстановить то, что было в мае.
И необходимо сказать о профилизации. Мир становится все более сложным, в нем все больше накапливается информации. Например, выпускник школы поступает в хороший вуз – азербайджанский, британский, не важно, – где сто абитуриентов на место, на гуманитарную специальность, и если он последние три года распределял свои учебные часы между гуманитарными науками и техническими, то у него будет куда меньше шансов поступить, по сравнению с тем, кто все эти годы специализировался исключительно на гуманитарных науках. Так вот переход на 12-летнюю систему образования позволит внедрить эту профилизацию. Я еще раз подчеркиваю: в образовании скачков не бывает...

Вторая часть интервью здесь

Comments

niobium0
Aug. 6th, 2014 09:42 pm (UTC)
Спасибо, Слава. Отличное интервью, прочел с интересом и удовольствием.
yuki_no_mati
Aug. 7th, 2014 05:36 am (UTC)
когда читал об увеличении кол-ва учеников на одного педагога и о неквалифицированных педагогах, казалось, что было бы логичней уволить неквалифицированных и заменить их нормальными педагогами. Поэтому решение министра оставить "недоучителей" на своих местах мне казалось странным.
Все встало на свои места после ответа про увеличение длительности обучения. Педагоги получают больше часов. При этом все неучи остаются на своих местах и могут дальше не учить детей.

С таким подходом можно не 12, а 15 лет просидеть в школе и все равно отставать от голландцев. Т.к. человек не способный научить чему нибудь за год, точно также не научит и за 2 и более лет.

Так же могу ответить Микаил муаллиму почему люди не довольны переходом на 12 летнее обучение. Все по той же причине что и во время перехода с 10 на 11 лет. Материал остался тем же, учителя - теми же, а ученик теряет год жизни. Если бы количество даваемых школой знаний тоже возрасло, то никто бы не жаловался. А так - предлагается потерять лишний год, за который человек мог бы проучиться в вузе или найти себе работы и заработывать себе на жизнь.
livejournal
Aug. 7th, 2014 05:43 am (UTC)
Очень интересная информация по текущему состоянию обр
Пользователь dipifr1968 сослался на вашу запись в своей записи «Очень интересная информация по текущему состоянию образования в Азербайджане.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым [...]
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 05:55 am (UTC)
Вступление Микаила Джаббарова на пост министра, меня очень обрадовало. На сегодняшний день большинство ведомств нуждается в таких молодых,образованных,готовых к новаторству кадрах. Я верю в светлое будущее нашей системы образования.А критика она всегда есть и будет. Все и сразу могут желать люди не имеющие опыта в организации какого-либо дела, а тем более такого запущенного,как наша система образования. Удачи вам, господин министр!
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 08:44 am (UTC)

Очень содержательное интервью, жду с нетерпением второй части :)

Когда Микаил Джаббаров был назначен министром образования, у меня были большие надежды, что наша система образования в конце концов воспрянет и проснется от долголетней спячки. Надежды были и они всё ещё есть) Как восточный человек, конечно хочешь всего и сразу, но подумав рационально, видишь, что это невозможно. Пошаговые действия, о которых рассказал министр, подбодрили меня.

Желаю вам успехов в их реализации!

И пусть в следующий раз будем читать об уже больших реализованных успехах, а в конце статьи будет отмечено, что наши ученики МОГУТ конкурировать со своими голландскими ровесниками.
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 09:19 am (UTC)
Детские сады
Господин министр в среднем образовании произойдут еще больше сдвигов, если вы заберете дошкольное образование у исполнительной власти. Для них детские сады, это кормушка и место, где родитель может оставить ребенка в течение дня, как у няни. А это очень важная часть системы образования. Да поможет вам бог, если конечно Он может справиться с нашей системой.
Aydan Gasimli
Aug. 7th, 2014 10:07 am (UTC)
Благодарю вас обоих за информативную статью.
Прочла, впечатлена, жду претворения в жизнь всего вышеуказанного.

Насчет продления учебного года абсолютно согласна. А то дети отдыхают почти 4 месяца, потому что с половины мая ребята уже сами себе объявляют каникулы. И после такого обширного отдыха они даже отвыкают держать ручку в руках и писать. И процесс адаптации к учебному распорядку тоже тянется где-то месяц, и в итоге для учебы остается мало времени, программа быстро проходится (уже учителя не думают о том, что кто понял, освоил или нет, а главное сдать план и заполнить в журнале нужную страницу). Это изменение очень к месту.

Еще многое надо сделать, как говорят, step by step :) Удачи!


Edited at 2014-08-07 10:07 am (UTC)
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 10:28 am (UTC)
Интересно! Мне понравилось. Почаще бы таких статей, чтобы всегда быть проинформированными о нашей системе образования.

План насчет переподготовки и зарплаты учителей очень важен, так как я сам свидетель того, что сейчас у молодых людей нет желания стать учителями, заниматься обучением детей, мол это не прибыльно. Понимаю, финансовое обеспечение очень важно, но это не означает, что надо превращать наше образование в такой вид. Поэтому необходимо финансовое поощрение хороших квалифицированных учителей. Правильно, не надо поголовно повышать зарплату, а надо создать здоровую конкурентную среду, чтобы учителя работали над собой.

И проблема ещё в том, что нынешние ребята, которые учатся на учителя никогда не намеревались стать учителями. Просто они сдали вступительные экзамены, недобрали баллов (а это я ещё мягко сказал) и поступили именно в такие факультеты. "Ну ничего, "проучусь" даа, главное, что я студент (-ка)", говорят они. А учитывая, что именно УЧИТЕЛЬ - самая главная профессия всех времен и народов, потому что и юристов, и врачей, и дипломатов готовят именно УЧИТЕЛЯ, разве можно к этой ПОЧЕТНОЙ профессии так относиться?! Обидно.

Много у Вас еще дел, господин Джаббаров. Желаю Вам на этом важном поприще больших успехов!

P.S. Ждем следующих статей с уже результатами проделанных работ.
Salim Agamirov
Aug. 7th, 2014 11:38 am (UTC)
Постараюсь быть наиболее объективным: Было бы лучше, если бы эту самую активность и проводили в районах. Район – это не означает, что мы должны меньше туда уделять наш умственный потенциал. Про лже-учителей господин министр поступил правильно, нельзя взять и уволить столько учителей – это массовая безработица, домохозяйки и шквал оскорблений и критики в адрес министра (и того их не мало) Про прибавки к зарплате. Конечно, положительным фактом является то, что наше государство с каждым днем процветает, но было бы положительным фактором, если бы и зарплата учителей повысилась. В словах министра есть правда (12 часовой оклад), но зарплата недостаточна для нормального проживания. По этой причине учителя занимаются репетирством, что с одной стороны неправильно. Значит, школа не дает достаточного образования?! Тогда, что это все, что сделал министр?! Парадокс.
Про техникумы – нужно усовершенствоваться. Прекрасно, что проводятся тренинги, анализы, статистика и обновляется отрасль технической сферы. Детские сады – для меня это основное и даже ключевое звено. Потому что с этого времени начинается умственное развитие детей, открытие их способностей. Хорошие возможности и учебная база поможет детям на будущее хорошо подготовиться. Не в радость многим школьникам, но я считаю правильным увеличение классных недель. Мировой опыт показывает, что чем больше недель уроков тем лучше. В Японии, например, в мире самые короткие каникулы. А какое развитие?! А какой уровень образования?! И мы сейчас видим их результат. В конце хочу выразить свои пожелания: Единая униформа, это создает в учениках уверенность в равноправии. Спасибо за внимание.
Anar Gurbanov
Aug. 7th, 2014 11:43 am (UTC)
В первую очередь хочу поздравить всех нас. Новый, молодой министр «воспитания» дает большие надежды. Да, именно «воспитания», потому что все начинается со школы. Школа закладывает основу всей жизни. Как всегда говорила моя бабушка: «Грамотным считается лишь тот, кто хорошо учился в школе, и имеет сильную школьную базу». Университетское образование тоже очень важное, но оно лишь расширяет и специализирует то, что узнаешь в школе. Следовательно, на школах большая ответственность.

А господину министру большое спасибо. Очень грамотно все разъяснил. Хочу отметить особенно некоторые нюансы: Снижение до минимума или искоренение сбора средств со стороны администрации школы. Это дело очень важное, потому что и учитель, и ученик остаются в неловком положении, и это отрицательно влияет на процесс обучения. Другой нюанс – это квалификация учителей. Я очень обрадовался, когда узнал, что и у нас проводятся такие тренинги, анализы, учитывается психологическое состояние учителей. Вот это развитие. Сейчас эта тенденция идет не только в других сферах, но и в сфере образования. Очень радует. Ждем с нетерпением будущих планов и действий для наших детей.
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 12:30 pm (UTC)
это безусловно хорошо,что наше министерство образования перенимает зарубежный опыт: увеличение учебного года, увеличение колличества учителей и т.д.
надеемся что благие начинания в скором времени принесут свои плоды
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 12:51 pm (UTC)
Довольно обширное интервью. Коснулись почти всех вопросов, котые интересовали как учеников, студентов так и родителей. Спасибо вам. На вас многие возлогают большие надежды. Правда за последний год значительных изменений в сфере образования не произошло, но грядущие изменения, многое обещают. Удачи вам в вашем посту.
hauserich
Aug. 7th, 2014 05:24 pm (UTC)
Интервью министра
То, что взялись всерьез - это плюс. Но помимо перечисленного есть еще две проблемы - набор преподаваемых знаний и методика их преподавания.

1) Набор вызывает крайнее удивление. Детей заставляют запоминать число пестиков у растений, которые они никогда в жизни не видели и не увидят, но при этом не дают никакой информации о вещах сугубо практических или просто общеизвестных. Примеры писать не буду, места не хватит.
2) Методика преподавания - заучивание не нужных фактов и прямое "натаскивание" на тесты. Системных знаний ни по физике, ни по математике, ни по химии - никто не дает. Заучил банк тестов - и 700 баллов в кармане. А спроси простой вопрос о сути процесса или реакции - полный стопор.
3) Изучение истории - вопрос отдельный. Да, надо знать историю своей страны. Но если человек хочет стать физиком, не нужно забивать его голову датами сражений и именами шахов 800-летней давности. Рассказали - и ладно. Зато на всю мировую историю часов меньше, чем на один Азербайджан. Разве это формирует образованного человека?

В общем, вопросов много остается. И все они важные, как и те, что затронул министр...
(Anonymous)
Aug. 7th, 2014 06:22 pm (UTC)
Xotelos bi otmetit, chto vneklassniye chasi eto ne tolko proverka tetradey, zapolneniye jurnalov(elektronniy formativniy), no I podgotovka prezentatsiy,naglyadnix posobiy, sostavleniye testov I t .d .Lichno ya, trachu na rabotu vne uroka bolshe vremeni , chem na uroke.
livejournal
Aug. 8th, 2014 07:23 am (UTC)
Интервью с министром образования Азербайджана Микаил
Пользователь dipifr1968 сослался на вашу запись в своей записи «Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 2)» в контексте: [...] я часть интервью - здесь. [...]
(Anonymous)
Aug. 8th, 2014 08:11 am (UTC)
Нагрузка 18 часов в неделю? С большим уважением, но имеет ли наш министр образования четкое представление о реальной затрате времени на подготовку одного интересного, захватывающего(пусть даже не электронного) урока ?большинство педагогов женщины, которые еще и в силу менталитета сильно привязаны к домашнему хозяйству, воспитанию своих детей.Если мы говорим о НАШЕЙ системе образования, не учитывать это нельзя.
Я рада , что есть идея о зарплате, соответствующей способностям и знаниям учителей.Вызывает недоверие(думаю,понятное)о прозрачности претворения этой идеи в жизнь.
Лично я не против ,конечно, повышение зарплаты.Но удовольствие ,которое я получаю открывая с детьми что-то,выявляя истину во время дискуссий,встречая их улыбки ,чувствуя свой незыблемый авторитет в душе каждого из них ,намного больше.Знаю , что многие прочитав это ,усмехнуться и, скорее всего, не поверят в мою искренность .Что ж, каждый работает как может(или как хочет?).
(Anonymous)
Aug. 8th, 2014 08:15 am (UTC)
Aydan Gasimli пишет, что не хватает времени на по перспективному плану(если я правильно поняла).Не лучше ли было бы позволить распределять эти часы лично педагогам, реально разрешить нам действовать в соответствии с уровнем класса,не боясь порицания завучей?
(Anonymous)
Aug. 8th, 2014 11:43 am (UTC)
Мысли вслух
У меня только еще больше вопросов возникло в связи с данным интервью:

1. Интересно, посещал ли министр хоть раз сам эти курсы и видел ли тех, кто там преподает? о каком совершенствовании системы образования идет речь, если на курсах повышения квалификации преподают лица, которых наши преподаватели-пенсионеры называют "старичками"? Этим "старичкам" интерактивные методы обучения даже в страшном сне не снились... Есть ли курсы для тех, кто ведет эти "курсы"?
Почему все эти курсы ведутся только на азербайджанском языке? Знание госязыка профессиональным педагогом-биологом русского сектора еще не гарантирует, что он знает, как будет на аз.яз. такие слова как "тычинка" или "пестик"... Но это вряд ли кого интересует...
2. кто сказал, что диагностическое оценивание учителей было объективным? уверен ли министр, что были созданы условия для контроля за списыванием? И почему, если данная оценка была объявлена как "пробная" на основании ее сейчас принимаются какие-то решения или даже хотя бы делаются какие-то предположения?
(Anonymous)
Aug. 8th, 2014 11:50 am (UTC)
К сожалению, продление учебного года - это последствие внедрения того же курикулума... То знание, которое педагог может дать в течение непрерывной часовой лекции, возможно передать только в рамках 4-часового интерактивного занятия... Говорю как специалист в сфере интерактивного обучения.

А это значит,что даже продление учебного года не поможет освоить тот объем информации, который давался учащимся ранее... следовательно, надеяться, что знания наших детей будут шире и глубже и говорить не приходится... к сожалению, они станут более поверхностными и узконаправленными... именно такие знания сейчас и дают вошедшие в моду тренинги, практикующие применение интерактивных методов обучения...

(Anonymous)
Aug. 8th, 2014 05:50 pm (UTC)
отличное интервью!
друзья-сограждане

всех поздравляю. Прочитав интервью, я ещё раз убедился, какой огромный фронт работы выполняется нынешним министром и его командой , и как несправедливы те, кто каждый день только и делает, что говорит о проблемах образования. да, проблемы есть и они будут. Как можно решить все проблемы в один день? Я думаю, что глупец тот, кто ожидает, что все проблемы улетучатся в один день - такого не бывает и тот, кто в этой жизни, управлял командой хотя бы из 10 человек, тот должен понимать как всё там сложно. Но нам подробно и доходчиво рассказали, что делалось за эти год с лишним...а ведь было сделано очень много...потому БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО НАШЕМУ МИНИМТРУ ОБРАЗОВАНИЯ! так держать!

теперь по поводу тех, кто всё равно находит что покритиковать в таком интервью....ну не будь такими несправедливыми, а...Вы когда-либо в Азербайжане за все эти годы читали такое обширное интервью-похожее на отчёт перед обществом - о проделанной работе, о проблемах и о том, как их устраняют и над чем работают, хоть от одного какого-либо министра, не говоря уже о бывшем министре образования??? Если да, то дайте ссылку - будет интересно. Я искренне благодарен Микаилу Джаббарову за всё, что он делает для системы образования в этой стране и вдвойне благодарен Президенту за то, что назначил его и поддержал в реформах. Уверен, что без поддержки Президента многое из сделанного было бы очень сложно сделать
sapunov
Aug. 9th, 2014 05:56 am (UTC)
Re: отличное интервью!
"Вы когда-либо в Азербайжане за все эти годы читали такое обширное интервью-похожее на отчёт перед обществом - о проделанной работе, о проблемах и о том, как их устраняют и над чем работают, хоть от одного какого-либо министра, не говоря уже о бывшем министре образования?"

Кстати, да. Спасибо за поддержку!
Elxana Guseynova
Aug. 9th, 2014 09:03 am (UTC)
коментарии
К сожалению опять никакой конкретики.........
Моё мнение о М.Джабарове ,как о человеке не имеющем понятия о реальном состоянии дел в сфере среднего образования,ещё больше укрепилось. Не понятно чему радуется министр, говоря о том, что теперь все неучи получат аттестат? За то короткое время , что действовал закон , по которому выпускникам не сдавшим экзамен или же получившим 2 по предмету, не выдавался аттестат, уровень знаний учащихся повысился. И ч то бы не говорили теоретики от образования, практика показывает в школьной системе необходим фактор сдерживания- устрашения. Попробуйте вернуть в школу 3 вещи:

1. Выдача аттестатов.
2. Характеристика личности для подачи документов в ВУЗ.
3. Тесное сотрудничество администрации школы с инспекторами по делам несовершеннолетних.
А вот ещё казус -продление учебного года до середины июня. Когда уже в середине мая , ученики 2 смены преют от жары, с некоторыми случаются обмороки.Как с этим быть, господин министр-теоретик.

Особое спасибо автору за это интервью, он попытался осветить все проблемы , волнующие людей, так или иначе связанных с образованием. И не его вина ,что многие вопросы, остались без конкретного ответа.

(Anonymous)
Jan. 19th, 2015 08:07 am (UTC)
А как жить на зарплату учителей он не сказал?
А как жить на зарплату учителей он не сказал?
(Anonymous)
Mar. 19th, 2015 03:59 am (UTC)
Господин министр, вы обещали выплатить авторам учебников приличные гонорары, поощрить их. А что в результате? по-вашему, 50, 100, 400, 1000 манатов за издание учебников в полном объеме - нормальная сумма? Где оставшиеся деньги, которые издательства выплачивали авторам учебников?
(Anonymous)
Jul. 3rd, 2015 06:40 pm (UTC)
Учебники
Меня удивило то,что не обсуждался самый наболевший вопрос-вопрос об адекватности учебников . Какой маразматик писал эти новые учебники? И почему редакторы не заметили этих "ошибок"? По каким критериям выбирали тех, кому поручили написать и отредактировать учебники?

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow