?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наргиз Джалилова – признанная прима азербайджанского телевидения. Она трудилась на разных каналах в разные телевизионные эпохи. Наргиз-ханум досконально разбирается в нюансах телевизионных профессий. Ей есть что сказать про современное телевидение. И не только.

nargiz2

Сапунов: Знаю вас 17 лет и примечательно, что я за эти годы постарел и поседел, а вы не изменились совершенно. Это обыкновенное чудо, и, казалось бы, нужно задать вопрос о секретах вашей красоты. Но я отойду от шаблона и спрошу у вас, как у опытного интервьюера, какие вопросы не стоит задавать никогда?
Джалилова: Никогда не ставила никаких преград!
Сапунов: Никаких табу?
Джалилова: Разве что не спрашивала о совсем личном, сокровенном. В каждой беседе я старалась быть осторожной, предугадывая, что о чем можно спросить, а о чем нельзя, насколько далеко можно зайти в обсуждении той или иной темы. Подобная интуиция — рецепт телевизионного долгожительства.
Сапунов: А бывало, чтоб вы разочаровывались в собеседнике?
Джалилова: Бывало… А случалось, и во мне разочаровывались. Очень много зависит от степени контакта, от вашего настроения, от настроения собеседника. А вдруг павильон холодный? Мы же все живые люди. Но я всегда старалась раскрыть тему и характер гостя. А окончательного совершенства добивалась на монтаже, ведь для правильного темпа программы порой важна даже длительность вздоха героя.
Сапунов: Вы помните советское телевидение, вы помните ТВ 90-х годов. Какими словами можно охарактеризовать современное телевидение — наше, отечественное?
Джалилова: Оно на этапе становления.
Сапунов: Как-то прозвучало и его сравнение с подростком. Но сколько десятилетий подросток может развиваться? Не превратился ли наш подросток в недоросля Митрофанушку?
Джалилова: Профессионалов мало.
Сапунов: Но если недостаточно профессионалов, это значит, что развивать телевидение некому?
Джалилова: Какие-то исключения есть… Да, исключения… Сегодня телевидение основано на «реалити». Раньше мы приглашали в студию знаменитостей, теперь же на экран стремится каждый. Каждый хочет стать знаменитостью, не зря же все так любят выставлять в социальных сетях свои фото, свои видео… И стремясь удовлетворить это стремление, телевидение запускает всяческие развлекательные, соревновательные программы — чтобы там принимал участие обычный зритель. Потому что зритель хочет видеть на экране и такого, как он сам, видеть себя! Это мировой тренд. Телевидение всегда опережает общество!
Сапунов: В каком же состоянии наше общество, если телевидение его даже опережает?
Джалилова: Должно опережать, чтобы вести за собой!
Сапунов: Но вы же сами сказали о недостатке профессионалов. Кто же будет вести за собой зрителя? Родственницы теленачальников, получившие собственные шоу за красивые глаза?
Джалилова: Вы знаете, чего еще не хватает нашему телевидению? Режиссуры. Все обращают внимание на ведущего. А как его снять, чтобы было интересно? Нет программ, основанных на глубоких сценариях, на вдумчивой режиссуре. А в свое время мы знали и работу операторов, разбирались в постановке света, в ракурсах.
Сапунов: Иногда наблюдаю, как работают иные телеоператоры на выезде. Включают камеру, поставленную на штатив и уходят!.. Амбиций все больше, а тщательности все меньше.
Джалилова: Что касается новостных съемок… Новостники — это охотники. А у наших эта способность утрачена. Репортаж — полузабытая профессия.
Сапунов: Необходима политика канала, который осознает необходимость горячих, ярких репортажей и начнет натаскивать своих репортеров…
Джалилова: И еще мне не достает разнообразия подходов. К примеру, случается в стране некое важное событие — то же Евровидение. Почти все телеканалы преподносят, комментируют его одинаково. А где разнообразие точек зрения, где варианты ракурсов, где альтернативные мнения, где дискуссии? На Западе именно так делают, поэтому у каждого канала свой преданный зритель.
Сапунов: Основа драматургии — конфликт… А у нас порой вместо конфликта — аплодисменты.
Джалилова: Бесконфликтность! Именно! Авторам программ кажется, что в передачах не должно быть драматургии. Вы делаете ток-шоу на злободневную тему — а где завершение, где итог, подводимый ведущим? Я очень люблю, когда ток-шоу завершается хоть какими-то решениями.
Сапунов: Позитивный финал?
Джалилова: Не обязательно позитивный!.. Но некий внятный вывод должен сформироваться у зрителя. Почему я собрала в своей программе — социальной, политической и так далее — этих людей и что я этим собранием хотела сказать, что я, собственно говоря, выяснила? Тема должна раскрыться и дойти до кульминационной точки. Если я, как ведущая, как редактор, не дошла до этой кульминации, значит моя программа не состоялась и я вообще не имею права делать ток-шоу!.. А у нас, знаете, как бывает: «Наше время истекло! До свиданья!» А где последняя точка? Чего мы достигли в программе? Хоть что-то ведущий должен сказать в конце — сделать резюме, основанное на всем течении программы. Вот этого у нас не хватает.

nargiz3

Сапунов: Вам когда-нибудь было стыдно?
Джалилова: За что?
Сапунов: За что угодно.
Джалилова: Наверно, было. Человек всегда учится, в том числе и на собственных ошибках. Говорят, что в профессии важна конкуренция. А я всегда была сама себе конкуренткой, критически относясь и к своим телепрограммам, и к своим сценическим выступлениям. Всегда чем-то остаюсь недовольной! А ведь иначе не будет роста… Жизнь-то идет.
Сапунов: Чего не стоит делать нашим девушкам, женщинам? Или мужчинам.
Джалилова: Слава, это настолько индивидуально. Нельзя никому диктовать.
Сапунов: Но раздражает же что-то?
Джалилова: М-м… Чувство меры! Нужно соблюдать чувство меры! Особенно телеведущим. Иначе можно порезаться.
Сапунов: А надо ли бояться порезаться?
Джалилова: Иногда нет, конечно. Фигуристы на льду порой могут порезаться о свои же коньки, но этот риск необходим для выполнения важного элемента. Да, иногда надо порезаться. И это приятная раночка.
Сапунов: В фигуристах меня всегда восхищала способность после падения подняться и продолжить танец.
Джалилова: Вы знаете, самый большой профессионализм — в способности встать. И на сцене — в способности сгладить ошибку, в способности преодолеть неудачу. Преодолевая, тоже получаешь огромное удовольствие! Это полет!
Сапунов: Странно, что вы вспомнили фигурное катание раньше большого тенниса…
Джалилова: (горячо) О, да! Я обожаю большой теннис! Сегодня будут транслировать финал Australian Open — я предвкушаю! Если бы мне было 25 лет, я бы непременно занялась бы большим теннисом! Очень люблю Надаля! Вы не представляете, как я болею за него! Кричу в экран! Хорошо, что живу одна — никто не пугается (смеется).
Сапунов: Телеведущие, считаете, похожи на спортсменов?
Джалилова: Немного. Схожесть в том, что процентов на десять важен талант, но чтобы достичь успеха, важно трудиться, трудиться и трудиться. А разница в том, что спортсмены очень рано выходят на пенсию, а телеведущие могут оставаться в профессии до конца жизни. Вспомните, например, Ларри Кинга.
Мне его манера очень близка. Я тоже всегда хотела быть оппонентом своему собеседнику, а не просто задавать вопросы по списку. Сейчас это не удивительно, а в наши годы это было из ряда вон. Но уже тогда я, не зная ничего про Ларри Кинга, сама к этому приходила. По такому принципу были сделаны мои эфиры на телеканале ABA, который остался в нашей памяти как самое прогрессивное телевидение в Азербайджане. И в последующие годы я придерживалась этого принципа в других своих программах.
Сапунов: С чего должно начаться такое прогрессивное телевидение? Кто должен его начать?
Джалилова: Профессионалы. Надо приглашать своих, пока они еще есть. Надо приглашать иностранцев… Бюджеты многих телеканалов вполне это позволяют. Не стоит винить молодежь… В мое время были специалисты, на которых мы могли равняться. А на кого равняться молодым сейчас?
Сапунов: Вы сами передаете свой опыт?
Джалилова: Да, я стараюсь, хотя, разумеется, ничего на этом не зарабатываю. А еще для профессионала важно не оставаться на месте. Если не смотреть современные программы, если не учиться у более продвинутых коллег, ты рискуешь серьезно отстать от жизни, от профессии!
Сапунов: А ведь вы еще и на сцене успеваете блистать!
Джалилова: Я счастливый человек, потому что считаю, что мне удается сохранить уровень и на экране, и на сцене. Это не так часто бывает. Вы заметили, как у нас мало ведущих? Я очень надеюсь, что мне удастся еще долго сохранить сценическую форму (улыбается).
Сапунов: Я уверен, что и мои внуки будут вами любоваться!.. На сколько вы себя ощущаете сегодня?
Джалилова: На хороший зрелый возраст, этак на 35 — то, что нужно для женщины.
Сапунов: Скажите, пожалуйста, что для вас пошлость? Все чаще задаюсь этим вопросом.
Джалилова: Я неспроста заговорила сегодня о чувстве меры. Когда его забываешь — случается пошлость. Мне кажется, что на телевидении самодеятельность — это немножко пошлость. Когда забываешь о культуре — это пошлость. Даже самый разухабистый ведущий развлекательной программы должен быть внутренне культурным, и тогда зритель поймет, что его манера ведения — это просто игра. Вот Иван Ургант порой доходит, казалось бы, до грани, но никогда ее не переходит и никогда не выглядит пошлым. Потому что есть внутренний стержень. Кстати, Окан Баюлген — турецкий шоумен — помнится, задавался вопросом, почему нельзя те или иные слова произносить с экрана. И проводил в этой области рискованные эксперименты. Но никогда не выглядел пошлым. Это тоже сродни хождению по лезвию бритвы. Всегда вспоминаю этот роман Ефремова.
Сапунов: Чувство меры — это ведь способность сказать «нет». Когда вам говорят «нет», как вы реагируете? Или вам никогда не отказывают?
Джалилова: Ну что вы! К чему такой нарциссизм? Я делаю выводы. Именно благодаря тому, что я делаю выводы из всех негативных моментов, я и сохранила свое место, свою нишу! Каждый человек, который хочет добиться чего-либо, должен найти свою нишу и занять ее так, чтобы никто не смог его оттуда отодвинуть.
Сапунов: Вы очень любите свою профессию, именно о ней вы стараетесь говорить больше всего…
Джалилова: Я очень люблю свою профессию, я очень хочу сохранить себя в ней как можно дольше. Когда-то моя профессия меня просто спасла. Я больше всего счастлива в этой профессии. Может, не настолько в личной жизни… Хотя я была очень любима и прожила прекрасную жизнь, негоже жаловаться. Я люблю свою дочь. Это тоже достижение. Просто жалко, что она у меня одна. Возможно, самая большая ошибка в моей жизни в том, что я не родила хотя бы еще одного ребенка. Чувствую в этом ужасную неудовлетворенность. Я развелась, когда моей дочке было 10 лет, и не случилось другого брака. Но у меня есть племянники: дети брата, дети сестры — моя большая семья, которую я очень люблю. У племянницы скоро будет свадьба… Это большой праздник для всех нас… (задумывается) Знаете… по-любому жизнь удалась. И если сегодня или завтра меня не станет, даже в этом возрасте, после меня останется немало.
Сапунов: Вы думаете о смерти?
Джалилова: Каждый день. Смерть не должна страшить человека. И каждый день проводить как последний — не так уж неправильно.

nargiz1

Фотографии Руслана Набиева.

Специально для рубрики "Зеленый диван" журнала Boutique Baku.
Редакция журнала Boutique Baku благодарит Nobel Oil Club и бутик Patrick Hellmann за помощь при создании материала.

Comments

adil
Jan. 1st, 2015 09:45 pm (UTC)
С новым годом! :)
На каникулах можно все посты наверстать.

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow