Вячеслав Сапунов (sapunov) wrote,
Вячеслав Сапунов
sapunov

Category:

"Зеленый диван" с Фуадом Шабановым

Если в титрах российских телеканалов появляется азербайджанское имя, то чаще всего это оказывается имя режиссера Фуада Шабанова, за последние годы отснявшего в Москве и ее окрестностях около 150 документальных и художественных фильмов.

fuadshabanov2

Сапунов: Я не поленился посчитать. И выяснилось, что мы знакомы 22 года. И уже 19 лет, как мы сняли первую совместную телепередачу. А что с тобой случилось дальше? Что самое главное?
Шабанов: Самое главное — у меня родилась дочка Айла.
Сапунов: Предсказуемый ответ... А в творческом плане?
Шабанов: Ты помнишь, что я снимал в Баку клипы, был фильм, но затем наступило затишье, безработица... И в начале 2000-х я уехал в Москву. Уехал с двумя сотнями долларов в кармане, уехал почти в никуда. А спустя несколько лет мои фильмы стали идти по главному российскому каналу — Первому — в самый что ни на есть прайм-тайм.
Сапунов: Благодаря чему все произошло?
Шабанов: Наверно, благодаря случаю. В Москве зацепиться очень трудно. Я долго обивал пороги многочисленных телекомпаний, пока мне, как вгиковцу, ни предложили снять для канала REN TV фильм о московских такси ­— «Желтые короли». Я придумал сюжет, согласно которому некие бандиты захватили московского чернокожего таксиста и, приковав его наручниками к рулю, бесплатно катались двое суток по Москве. Это, конечно, был блеф, но он привлек внимание и к фильму, и к реальным проблемам таксистов Москвы. Фильм завоевал изрядный рейтинг. Потом сразу был другой проект — фильм «Рак. Зона страха», где я впервые показал Владимира Левкина — солиста группы «На-На» — после операции. Снова рейтинг. И третьим фильмом той поры был «Привет от Кобы», завоевавший приз на телефестивале. Потом пошли циклы «Тайны века», «Последние 24 часа»... Мы очутились на Первом канале. И совсем позже были сняты игровые картины, показывавшиеся на канале «Россия».
Сапунов: Твои однокурсники — Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин — никак не связаны с твоим возвышением?
Шабанов: Нет. Понятие selfmade man — это про меня. Когда я приехал в Москву, я позвонил ребятам, мы встретились — Федя, Ваня, я — посидели в ресторане. «Как твои дела?» — «Нормально!» — «А твои?» — «Хорошо!». Я не мог их просить о каком-нибудь продвижении. Интуитивно догадался, что не стоит. И спустя годы понял, почему.
Сапунов: Почему?
Шабанов: Потому что ни один режиссер, который чего-то добился, который забрался на какую-то вершину, не будет продвигать другого режиссера. Никогда! Я сам сейчас преподаю актерское мастерство, но не режиссуру. Никому не расскажу свои профессиональные секреты. И на ребят я абсолютно не обижаюсь. Зато я никому не должен. Это потрясающее чувство.

fuadshabanov5

Сапунов: Многие до сих пор поглядывают на Москву как на некое Эльдорадо, как на пространство великих возможностей. Что бы ты сказал этим людям? Может, от чего-то предостерег?
Шабанов: Я бы посоветовал этим людям смотреть на Москву как на город, где им никто ничего не должен. Никому в Москве до тебя дела нет. Там таких 20 миллионов! Все отношения, которые были в Баку, там, как правило, прерываются. Если ты в Баку ел с кем-то шашлык — не факт, что этот человек в Москве тебе поможет.
Сапунов: Но есть и плюсы.
Шабанов: Конечно. Чем хороша Москва: как бы москвичи ни отстранялись от гастарбайтеров и черно... таких-то, если они разглядят в тебе профессионала, они сразу забудут, что ты не русский, будут с тобой работать и платить нормальную зарплату. Москва, действительно, город, который слезам не верит. В Баку у людей самооценка сильно завышена. Когда я жил в Баку, и со мной было то же. Но как я оказался там, я понял, что ни черта не стою, ничего из себя не представляю. И начал все сначала. Если ты в Баку считаешь себя лучшим фотографом, звукорежиссером, в Москву ты должен все равно приезжать как ученик. И учиться, учиться. И лишь тогда у тебя что-то получится. Иначе сопьешься (смеется).
Сапунов: Ты давно бросил пить?
Шабанов: Да я особо никогда и не пил. А сейчас и вовсе завязал.
Сапунов: Трудно непьющему в Москве?
Шабанов: Трудно. Ведь всяческие контракты там так любят заключать под коньячок. Но есть один важный нюанс: они любят людей, с которыми пьют, но не уважают. Если же ты хочешь, чтоб тебя больше уважали и больше тебе доверяли — скажи: «Не пью». Хотя, конечно, в Москве пьют очень много. И в «Останкино» особенно. Это одно из немногих мест, где можно с утра прийти пьяным и тебе ничего не будет.
Сапунов: Пока я не забыл... В Википедии сказано, что ты член Международного Рыцарского ордена? Ты рыцарь? Где твоя лошадь?
Шабанов: Это такая организация, куда могут входить только представители настоящей аристократии... Не очень хотелось бы об этом говорить. Будет похоже на похвальбу.
Сапунов: Но не секрет же, что ты — один из последних потомков мамлюкского султана из династии Бахритов — Шабана Второго.
Шабанов: Ну да. В связи с этим мне эта почтенная организация и выдала сертификат достоверности. Потом покажу, если хочешь.
Сапунов: Какие обязанности налагает на тебя рыцарство и какие права дает?
Шабанов: Выплачиваю ежегодно некоторую сумму. И знаю, что в трудный момент орден не даст мне помереть с голоду (смеется).

fuadshabanov3

Сапунов: Вернемся к кино. Ты снял множество документальных фильмов о замечательных людях — Юрии Гагарине, Андрее Миронове, Фаине Раневской, Михаиле Пуговкине, Джоне Ленноне, Элвисе Пресли, Игоре Кио и многих других. Чему научили тебя эти виртуальные встречи?
Шабанов: Я почувствовал, что эти люди жили иначе, у них был иной мир, своя особая эпоха, когда люди «читали книги и смотрели на звезды». Они жили ради идеи, ради искусства. Не думали о деньгах столько, сколько население думает сейчас. Сейчас актер сразу спрашивает о гонораре и работает на нескольких шаблонах. Ему не до переживаний.
Сапунов: Неужели все молодые такие? Есть же настоящие, классические таланты!
Шабанов: Да, разумеется. Могу выделить Сережу Безрукова, Машу Аронову, Александра Арсентьева, еще несколько человек. Но их мало... Раньше все было глубже: мысли, настроения... Дольше переживали, дольше и тщательнее снимали. Сейчас все быстрее, поверхностнее.
Сапунов: Ты тоже дитя эпохи? Тоже быстрый и поверхностный?
Шабанов: Очень каверзный вопрос. Да, я дитя эпохи, и меня продюсеры тоже подгоняют. Но перед большой работой я всегда нахожу несколько дней, чтобы собраться с мыслями. Ухожу в себя, не отвечаю на звонки, переживаю новое состояние, планирую работу с актерами.
Сапунов: Другой каверзный вопрос. Я перед нашей долгожданной встречей, разумеется, посмотрел несколько твоих последних фильмов. И что я увидел? Фильм «Яблоневый сад» начинается с того, что героиня, в связи с личным кризисом, уезжает на малую родину, припадает, так сказать, к корням. В фильме «Я подарю себе чудо» в самом начале героиня под влиянием семейного кризиса уезжает в провинцию — опять-таки вспомнить молодость. К режиссуре претензий нет, но сценарии попахивают шаблонностью. Почему так?
Шабанов: Ты совершенно прав, режиссерской вины тут нет. Как бы я ни старался, как бы я это ни показывал, все зависит от сценария, который уже утвержден телеканалом. Сейчас в России все распределено по ячейкам: НТВ — стрелялки и убивалки, СТС — сплошь комедии, канал «Россия» — драмы, и так далее. С одной стороны такое сегментирование правильно: кто что хочет смотреть — на соответствующий канал и идет. С другой стороны исчез эффект неожиданности. Это беда сценаристов и тех продюсеров, которые им заказывают сценарии и стараются быстро отмыть деньги. В сценарном деле сейчас вообще большой кризис. Телевизионное кино делается по упрощенным схемам и с тем расчетом, чтобы домохозяйки, отлучившись от экрана на несколько минут, ничего бы не упустили.
Сапунов: Каково же кино твоей мечты?
Шабанов: Для кино моей мечты, к сожалению, нужны очень большие деньги. Очень хотелось бы снять художественный фильм о царе Кавказской Албании Оройсе. О сражении его войска с помпейским легионом на реке Куре в 66 году до н.э. Вот это кино, ребята! Но на это кино нужно, как минимум, 20 миллионов евро. Но если мы хотим, чтобы о нас услышали, чтобы о нас узнали, нужно снимать именно это кино. Оно будет в Голливуде, оно будет на всех фестивалях и покажет прежде всего нам самим, какими были предки азербайджанцев — кавказские албанцы, что в переводе значит «высокие сыны». Представляешь, у Оройса был полк амазонок, числом в 500 мечей!
Сапунов: Ты подробно изучил вопрос...
Шабанов: Да, надо было уехать в Москву, чтобы оттуда вернуться к азербайджанским корням (смеется).
Сапунов: Большое видится на расстоянии...
Шабанов: Да. Вот такова моя мечта. Но на то это и мечта, что пока малоосуществима. Тем не менее я надеюсь, что со временем в Азербайджане будет создан собственный «голливуд»... Когда-то по распоряжению Гейдара Алиева вся республика помогала работе над фильмом «Бабек». Теперь было бы здорово снять высококачественное кино про Оройса. Некогда, благодаря фильмам с Рашидом Бейбутовым, о нас весь мир говорил как о жизнерадостной, музыкальной, поющей нации. Пора снова заявить, что мы нация и поющая, и жизнерадостная, и героическая. Что у нас есть великие воины, ученые, художники... Самим тоже пора узнать историю. А то далеко не каждый знает, что Маштага — массагетское селение, что Раманы названы не в честь Ромы Хромого, а в честь римского войска...
Сапунов: И режиссеров стоит узнать тоже. Хотя им сейчас непросто.
Шабанов: Да-а... Раньше режисерам было удобнее: они не знали, что такое искать спонсора, что такое обивать пороги, больше думали непосредственно о режиссуре. Сейчас же профессия режиссера не такая фешенебельная, какой была раньше.

fuadshabanov4

Сапунов: Насколько я знаю, ты решил поднимать кинематограф с другой стороны — открыв актерскую школу... Зачем?
Шабанов: Открыть актерско-модельное агентство FS-Style меня заставил один случай. Я снимал фильм в Серпухове. И мой кастинг-директор привлек к работе несколько актеров для «ролей третьего плана» — статистов. Боже, какие это были «актеры»! Один стоял как столб, от другого, извини меня, разило. Девушки переигрывали по-страшному. Я отменил съемку и принялся орать, что с таким составом работать не буду, на что мне кастинг-директор сказал: «А других актеров у нас нет!» После этого мне пришлось открыть актерское агентство, одновременно являющееся и школой. За два-три месяца мы подготавливаем актеров-статистов. Это не профессионалы, но они могут правильно сказать: «Кушать подано!», правильно себя вести на площадке, играть небольшие, но яркие роли со словами. Ты не представляешь, какой был успех!
Сапунов: Сколько у вас уже выпускников?
Шабанов: Больше восьмидесяти — от 11 до 55 лет. И все они снимаются — в реконструкциях, в программах российских телеканалов, у меня в фильмах...
Сапунов: Кто преподает?
Шабанов: Я учу актерскому мастерству, есть педагоги, которые ведут сценическую речь, сценическое движение.
Сапунов: Но они же остаются непрофессионалами. Удобно ли с ними работать?
Шабанов: Вполне! Есть такие самородки!.. Ведь для многих съемок нужны новые лица, незнакомые зрителю. У меня в проекте «Настоящая жизнь» с Эммануилом Виторганом в 100 сериях снялось 700 человек, среди которых не было ни одного профессионального актера!
Сапунов: Если бы ты устроил подобную школу в Баку или, скажем, провел бы мастер-класс, были бы востребованы азербайджанские выпускники FS-Style?
Шабанов: Сейчас восточная тема вполне модная, это видно по работе в Баку иностранных съемочных групп. Да и я сам, к примеру, если приеду в Баку снимать кино, мне потребуется местная актерская база.
Сапунов: У нас уже есть немало актеров!
Шабанов: Здесь очень плохая актерская школа. Они играют не эмоции, а просто меняют выражение лица. Системой Станиславского и не пахнет. А у меня есть свои «скелетики в шкафу», помогающие настроить актера.
Сапунов: Приезжай еще и привози своих скелетиков.
Шабанов: Уверяю тебя, что, если кто-то проявит к такой школе или такому мастер-классу интерес, он не будет разочарован!..

fuadshabanov1

Фотографии Руслана Набиева.

Редакция журнала Boutique Baku благодарит Nobel Oil Club и бутик Avenue за помощь в организации съемки.

Весна 2013 года

Tags: Зеленый диван, Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments