Вячеслав Сапунов (sapunov) wrote,
Вячеслав Сапунов
sapunov

Брат. Разговор с Валерием Меладзе

Пожалуй, дуэта, подобного этому, нет на всей необъятной постсоветской эстраде. Братья Меладзе который десяток лет олицетворяют собой потрясающий творческий тандем с четким распределением ролей: Константин Меладзе пишет песни, а Валерий Меладзе ездит на гастроли, собирает аншлаги и дает интервью за обоих.

meladze1

- Формулировали ли вы когда-нибудь принципы своего творчества?
- Непростой вопрос. Недавно Костя написал мне песню и впервые оказалось, что эта песня не очень мне подходит. Я не могу почувствовать ее своей. Оказалось так, что с возрастом приоритеты меняются. Так, если бы Костя предложил мне сейчас песню «Девушка из высшего общества», я бы, возможно, сказал, что это не совсем для меня. Я уже стал немножко седым, ответственность немного другая.
- Что ж теперь - петь про «дедушек из высшего общества»?
- Нет, но хочется чего-то более серьезного, насыщенного большими смыслами. Хотя в 28 лет Костя написал песню «Поздняя любовь», которую я пел тогда, пою сейчас, буду петь через пять лет и когда угодно. И многие другие песни, сделанные нами в молодости, взрослые люди воспринимали как свои, говорили: «Это про нас!»
- Что такое для вас чарты, рейтинги?
- Вы знаете, сейчас мне это абсолютно безразлично. В 2013 году я получил «Лучшего певца» на RuTV и «Лучший дуэт» на МузТВ. Я даже не ожидал. Мы специально для призов никаких усилий не прикладывали. Делаем музыку и делаем… Сейчас такое время сумасшедшее, что проплачивается все – рейтинги, места, призы… И вдруг мне дают такую премию, за которую они, в принципе, могли бы получить хорошие деньги…
- Значит не все проплачивается.
- Выходит, что так. Видимо, для рейтингов нужны какие-то артисты с именами.

meladze2

- Это противостояние «шоу-бизнес vs культура»… Как вы к нему относитесь?
- Раньше меня это очень сильно раздражало. Я воспринимал, как личное оскорбление, когда на сцену, на экран вылезала какая-то пошлая команда или артист, когда с помощью денег раскручивались люди, которые… Вы понимаете, любой профессионал должен делать свое дело лучше, чем простой человек с улицы. А сейчас 80 процентов артистов поют так же как случайные прохожие. А иногда на улице человек может спеть даже лучше. Раньше меня это сильно раздражало. Сейчас я понял, что единственное, что мы можем противопоставить – это продолжать делать свою музыку. И мне кажется, что нам удалось значительно оторваться от всех остальных – от тех, кто идет за нами. И дело не во вкусе, дело в опыте. Чтобы приблизиться к нам, они должны этот опыт еще наработать. И еще, чтобы ко мне приблизиться, нужно, чтобы у них был бы такой брат, как у меня, – который пишет такую музыку. Он очень многих артистов сделал популярными, богатыми, счастливыми. А сам совсем этим не пользуется. Просто пишет музыку и это ему нравится.
- У вас очень плотный гастрольный график. Когда же творите, если безостановочные переезды?
- С сентября до декабря период действительно очень насыщенный, но январь и полфевраля – время отдыха… А вообще творит-то мой брат. У нас четкое разделение: я плотно работаю на гастролях, а Костя плотно работает в студии.
- Другим композиторам вы вообще шансов не оставляете?
- Я бы дал им шанс, если бы они могли придумать нечто подобное тому, что что пишет Константин Меладзе.
- Предлагают?
- Конечно. Раньше предлагали много и обижались, когда я отказывался. Теперь предлагают меньше, но и обижаются меньше.
- Привыкли.
- Наверно, да. А потом знаете, может быть, в этом и есть секрет успеха, когда я знаю свои слабые и сильные стороны. Мне очень часто, например, предлагали принять участие в концертах памяти Владимира Высоцкого. Я очень его уважаю, это была Личность! Но я никогда в жизни не смогу петь так, как он. Лишь два человека, на мой взгляд, по импульсивности могут выдать что-то похожее на Высоцкого – это Гарик Сукачев и Григорий Лепс. Я пою совершенно в другом стиле. И, поверьте, если бы я взялся за это, я бы выглядел бы не очень хорошо. А я не должен выглядеть не очень хорошо. Я должен делать свое дело хорошо! Все артисты берутся за все: и в «боксе» снимаются, и с вышек прыгают, и на острова ездят. Мне этого не надо. Я должен делать лишь то, что умею хорошо.

meladze3

- А что вы еще умеете делать хорошо?
- Хорошо умею готовить, покушать умею хорошо (смеется). Хорошо умею за столом посидеть поговорить. Застолье ведь это целый ритуал! Во многом воспитание я получил благодаря тому, что у моих родных были частые застолья. Ведь тост – это важно. Когда поднимают тост за родителей и от души, прочувствованно говорят, что родители нам дали самое главное – жизнь – остального мы должны добиться сами, это имеет важное воспитательное значение. Люди не просто пьют, а вкладывают в это глубокий смысл! Правильно пить – тоже надо уметь.
- А по первой профессии вы вообще инженер…
- Да, я этому учился и хорошо разбираюсь в технике. Особенно я разбираюсь во всем, что касается воды, ведь я писал кандидатскую по глубокой очистке воды. Сейчас нередко говорят, что вода может кончиться, что надо пить то ли «мертвую», то ли «живую» воду, я считаю, что это либо профанация, либо теория заговора, придуманная для того, чтобы напугать людей. В 1985 году я готовился к поступлению в аспирантуру и тогда мне предлагали взяться за альтернативные источники энергии. Ибо считалось, что нефть и газ закончатся в ближайшие 30 лет. И что? Прошли десятилетия, а нефть и газ не кончаются. Тому примером ваш Азербайджан. Вероятно потому, что здесь правильно распоряжаются деньгами, получаемыми за нефть. Баку – невероятно красивый город, видно, что он строится с любовью, видно, что здесь есть общая концепция, здесь не пытаются точечно втыкать здания для быстрого заработка. Это чувствуется, это восхищает.

meladze5

- Людей, убеленных сединами, на Востоке зовут аксакалами и ожидают от них некоей мудрости. Какой лучший совет вы получали?
- Когда-то я дал себе слово никогда ни о чем не жалеть, даже если сделаю откровенную глупость. Тем более если ничего невозможно исправить. Таков и мой брат Костя. Он никогда не возвращается к тому, что сделал когда-то. Иной раз я говорю ему: «Помнишь, ты написал хорошую песню в таком-то году, давай ее по-новому обработаем?», он отвечает: «Нет, время изменилось, я лучше напишу что-нибудь новое. Нужно идти вперед». Действительно в этом есть важная мудрость. Но и забывать о том, что было, тоже нельзя. Будущее зиждется на прошлом.

meladze6

Ноябрь 2013 года.
Фото Халида Зейналова.
Специально для журнала Boutique Baku.

Tags: Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments