Вячеслав Сапунов (sapunov) wrote,
Вячеслав Сапунов
sapunov

Categories:

"Зеленый диван" с Рамизом Фаталиевым

Корифей советского и азербайджанского кино, заслуженный деятель искусств Азербайджана, кинодраматург и режиссер Рамиз Фаталиев говорит о социальных сетях, возрасте, репутации и о превышении служебных полномочий.

fataliyev10

Cапунов: Рамиз-муаллим, вы уже три года весьма активны в социальных сетях: читаете, пишете, комментируете. И это не может не радовать ваших поклонников. На ваш взгляд, чему в соцсетях уделяется чересчур много внимания, а что важное остается вне поля зрения интернет-социума?
Фаталиев: Слава, это же общество в разрезе. Все болевые точки общества, все его достоинства, вся его красота и все его уродство отражаются в этих социальных сетях. Любопытно еще вот что: нередко кому-то инкриминируют, что он, дескать, в жизни не такой, каким кажется в интернете. Ну и что? Любая тусовка, не виртуальная, а вполне реальная чревата тем же самым. Мы далеко не всегда на публике выглядим такими, какие мы есть на самом деле. Это свойство человека. И социальная сеть за это никакой ответственности, по-моему, не несет. Просто мы стали узнавать себя и это знакомство не всегда приятно.
Cапунов: Что вам не нравится в этом виртуальном мире?
Фаталиев: Все то же, что не нравится мне и в реальном: фальшь, скупость... Хотя я вовсе не являюсь носителем истины ни в первой, ни в последней инстанции. А "Фейсбуку" я лично благодарен. Потому что он дал мне возможность тусоваться, не выходя из дома, сидя на кухне в халате. И конечно, я познакомился с очень интересными людьми, с которыми затем стал дружить и в реале.

fataliyev2

Cапунов: Один из ваших статусов был посвящен "злобе дня". Вы считаете, что люди стали более злобными?
Фаталиев: Да, безусловно.
Cапунов: А почему? Жизнь ведь нынче не так уж плоха. Во всяком случае наши современники должны помнить куда более трудные времена... А злятся именно сейчас?
Фаталиев: Вероятно, органическая природа людей в том, что трагедии и несчастья нас сплачивают. Когда надо выживать - мы объединяемся. А когда надо просто жить-поживать, мы почему-то вместе этого делать не умеем. Пора перестать относиться к себе благодушно. Пора понять, что мы носим в себе много того, что, в принципе нам чести не делает. Я это говорю без всякого кокетства относительно себя. Я всегда начинаю с себя, пытаясь понять, что в той или иной ситуации я сделал не так. Многие лишены этой способности ревизовать себя. А самоаудит, на мой взгляд, абсолютно необходим, если не доходить до самоедства. Это, конечно, банальность, но чем требовательней к себе, тем больше возможностей к самосовершенствованию. Человек останавливается в развитии тогда, когда оказывается собой совершенно доволен. Самое худшее в человеке - застой.

fataliyev3

Сапунов: В "Фейсбуке" вы публикуете замечательные истории о вашей жизни...
Фаталиев: "Френды"-то и подвигли меня на эти воспоминания. И теперь социальная сеть - вроде полигона, где я проверяю реакцию читателей. Ведь какая-то история может казаться мне интересной, но у публики она интереса может и не вызвать...
Сапунов: А что дальше?..
Фаталиев: А дальше я собираюсь не позже будущего года издать книжку воспоминаний. Мне исполнится 70, хочу сделать себе такой подарок, если это можно назвать подарком. Есть люди, которые охотно публикуют все, что они написали в иных жанрах... У меня около полусотни сценариев, снятых, но мне кажется, что вещь должна существовать только в одном жанре. Но я ни коим образом никого не осуждаю. У меня, правда, есть парочка не снятых вещей, вот их, может быть, опубликую... (задумывается) А может и пару тех, которые были экранизированы, и мне самому нравятся, извините за нескромность. Выйдет такой жанр - "Повесть для чтения и кино".
Сапунов: Я уже предвкушаю вашу книгу. Ваши воспоминания невероятно увлекательны, ведь ваш путь переполнен встречами с интереснейшими людьми: братья Вайнеры, Никита Михалков, Евгений Евстигнеев, Леонид Филатов и многие другие!.. Порой мне кажется, что таких людей просто уже не делают. Народ помельчал?
Фаталиев: Я иногда тоже ловил себя на подобной мысли, Слава. Однако сам себя сразу останавливал: "Рамиз, если б это было так, то развитие общества давно бы остановилось". Наверно, все происходит циклически. Надежда не потеряна, и есть кому в этом мире сказать свое слово. У меня есть комплекс: боюсь оказаться брюзгой (улыбается).

fataliyev4

Сапунов: Вы можете кого-нибудь назвать современным гением?
Фаталиев: Тяжело. Критериев-то нет. Все очень субъективно. Вы можете кого-то назвать, а я скривлюсь. И наоборот.
Сапунов: Беда в том, что, возможно, гений где-то живет среди нас, а мы не можем его распознать и оценить по достоинству.
Фаталиев: Может быть. Я, к примеру, понимаю, что Сакит Мамедов - очень незаурядный художник. Но, признаюсь, у меня недостает художественных знаний, чтобы... А записывать кого-то в гении на основе интуиции - самое последнее дело. Или, как минимум, бестактно по отношению к остальным.
Сапунов: А в вашей профессиональной области - кино - кто гений?
Фаталиев: Я недавно посмотрел "Интерстеллар". Кристофер Нолан - очень интересный режиссер. Он сумел залезть внутрь меня, а это случается очень редко... (задумывается) "Восемь с половиной", "Амаркорд" тоже проникли... Когда я смотрю "Не горюй", я оказываюсь в Грузии... Мое замешательство связано не с тем, что я не могу назвать одного, а с тем, что могу назвать и двадцать, и тридцать. А столько гениев не бывает (улыбается).

fataliyev6

Сапунов: Ваша собственная фильмография весьма велика. "Юноше, обдумывающему житье" с какого вашего фильма посоветуете изучать ваше творчество?
Фаталиев: Слава, даже близко никогда не сумею и не захочу отвечать на этот вопрос. Я вообще не понимаю, как на моем творчестве можно учиться. Я знаю, что некоторые режиссеры меня жутко подвели и сняли совсем не то, что я писал, я благодарен некоторым режиссерам, что они, может быть, сделали даже лучше, чем я написал. И удовлетворен теми, кто снял, как я написал. А воспитывать как?.. (саркастически) "Посмотрите "Зонтик для новобрачных" и запомните, что врать не хорошо!" "Посмотрите "Без свидетелей" о том, что карьеризм - плохо!" "Убивать не хорошо - смотрите об этом фильм "Грачи"!" (улыбается).
Сапунов: Фильм "Грачи" очень жесткий.
Фаталиев: Это благодаря Лёне Филатову, который попросил написать ему отрицательную роль: "Мне грозит "розоватость" романтического героя, я хочу сыграть что-то противоположное". Так, благодаря Лёне и режиссеру Константину Ершову появился фильм "Грачи".
Сапунов: Когда-то мы ходили на "Грачи" всем классом, и я помню, в какой восторг пришли мои одноклассники, когда герой Филатова - бандит Грач - вдруг заговорил с бакинским блатным прононсом.
Фаталиев: Все подумали, что это благодаря мне, но на самом деле Филатов произнес несколько фраз с ашхабадским акцентом. Он же вырос в Ашхабаде.
Сапунов: Когда-то вы начали с документального фильма "Фауна Азербайджана". Были драмы, комедии, даже вестерн... А какой из ваших фильмов можно отнести к категории "накипело"?
Фаталиев: Пожалуй, фильм "Мерзавец". Я написал сценарий в 1985 году, но запустить его смогли лишь в 1987-м. И только лишь потому, что я стал директором киностудии "Азербайджанфильм". Это был единственный случай, когда я воспользовался служебным положением. Да и фильм "Анекдот", снятый в тот же период, тоже был сделан при моем участии в качестве сценариста, просто меня в титрах обозначили "редактором", а то совсем уж было б нескромно.
Сапунов: В свое время Георгий Данелия был художественным руководителем кинокомедии "Джентльмены удачи" и настойчиво всем повторял, что режиссер не он, а Александр Серый.
Фаталиев: Все это происходило при мне. У Серого была очень непростая судьба, он только вышел из тюрьмы, и Данелия, близкий друг Александра, передал ему свое право на постановку "Джентльменов", но монтировал "Джентльменов удачи" Данелия фактически сам.

fataliyev7

Сапунов: Меня, как человека, давно перешагнувшего 40-летний рубеж, давно волнует вопрос возраста. А у вас какие отношения с возрастом?
Фаталиев: Есть три понятия, к которым надо относиться с особым вниманием, не быть расточительным. И я это говорю в результате личного отрицательного опыта, а не потому что я вовремя оказался таким умным. Как раз-таки наоборот. Так вот есть три понятия: здоровье, время и репутация. Если нет здоровья, остальное особого смысла не имеет. Если вы очень расточительно обходитесь со временем, вы сделаете гораздо меньше, чем могли бы. Ну а если проблемы с репутацией, тут и объяснять не надо. Аскетом быть не обязательно, но беречь эти три субстанции надо. Я, например, увы, не был бережлив. Время сперва шло весьма медленно, но как только я осознал его значимость, оно побежало очень стремительно... Еще я понял, что пока жалеешь о прошедшем, от тебя уходит настоящее.
Сапунов: У вас есть свои "Что такое хорошо, а что такое плохо"?
Фаталиев: Не-не-не... И формулировать не берусь. Лучше я поинтуичу. Формулировать "Что такое хорошо, а что такое плохо" - это воспитывать в себе педагога, понимаете. А я не считаю, что на это способен. Я готов учиться, но не учить. Спросят - отвечу, но не "Идите сюда, я вам кое-что расскажу!"...

fataliyev8

Сапунов: Что вас радует сегодня?
Фаталиев: Меня радует уже сам факт, что есть что-то, что может радовать. Пусть не меня непосредственно. Но если у людей есть повод радоваться, это уже замечательно.
Сапунов: Я с нетерпением буду ждать вашу книгу. Я зачитываюсь воспоминаниями Георгия Данелия, а стиль и ирония ваших историй, мне кажется, очень созвучны его мемуарам.
Фаталиев: Как-то раз, когда я еще учился на Высших сценарных и режиссерских курсах, я оказался в пресс-баре Московского кинофестиваля. Встретил там Данелия, с которым уже был знаком. Гия говорит: "Ты что, тут будешь сидеть один? Поехали ко мне!" Мы вышли на улицу. Там около машины Данелия стоял высокий мужчина в шляпе, похожий на отставного морского офицера. "Поехали, поехали!" - скомандовал Данелия и мы втроем отправились к нему на Чистые пруды. Подъехал и Петя Тодоровский с гитарой. Мы замечательно провели время, пели песни, пили... А часа через два тот "Шляпа", оказавшийся прекрасным человеком, сказал: "Извините, мне пора. Очень приятно было с вами пообщаться". И ушел. Гия говорит: "Милейший мужик!". "По-моему, да", - отвечаю я. "Что значит "по-моему"? Это ж ты его привел!" - "Георгий Николаевич, как же я? Он же стоял у вашей машины!" Никто его не знал. Такая история могла случиться только с Данелия!..

fataliyev9

Журнал Boutique Baku благодарит Nobel Oil Club за помощь в организации съемки.

Фотографии - adilАдыля Юсифова

Tags: Зеленый диван, Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments