Вячеслав Сапунов (sapunov) wrote,
Вячеслав Сапунов
sapunov

Category:

Великий и простой Ицхак Перлман

ИЦХАК ПЕРЛМАН — один из самых замечательных музыкантов нашего времени, один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века. Лауреат многочисленных премий, попавший в список "200 величайших израильтян", обладатель наград от Рональда Рейгана и Билла Клинтона, музыкант, дирижер, педагог и даже оперный певец, он стал особенно известен после работы над саундтреком оскароносного фильма "Список Шиндлера".
Несмотря на трудности с передвижением (в возрасте четырёх лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями или коляской с электроприводом), он очень много гастролирует и очередь насладиться великим исполнительским искусством до Баку дошла не сразу. И вот наконец-то — в честь 91-летия выдающегося азербайджанского офтальмолога Зарифы Алиевой, в бакинском Центре Гейдара Алиева состоялся долгожданный концерт Ицхака Перлмана.

perlman32

Перлман, молча, храня суровую сосредоточенность, выкатил на сцену и под аккомпанемент своего давнего друга Рохана Де Сильвы исполнил Сонату №8 Людвига Ван Бетховена. Далее последовала соната Рихарда Штрауса, а после антракта, согласно программе, прозвучала соната для скрипки и рояля Клода Дебюсси. Казалось бы, наступило время прощаться, однако увидев, с каким неописуемым восторгом принимает его бакинская публика, Ицхак Перлман выступил на бис. Уехал за кулисы. Но публика аплодировала, не переставая. Скрипач вернулся и снова выступил. И снова, и снова... Всего на бис было исполнено аж шесть опусов европейских композиторов разных эпох. Куда исчезла напускная суровость Перлмана? А впрочем и не было ее. Великий скрипач оказался веселым, жизнерадостным человеком. Каждое произведение предварял радостными комментариями:
"Я исполню для вас произведение Фрица Крейслера, имитирующего Франсуа Франкёра. Как, вы не слышали про Франсуа Франкёра? (французский композитор XVIII века. — В.С.) А ведь у него на "Фейсбуке" очень много "лайков"!.."
"Хенрик Венявский написал "Каприс" для двух скрипок — для себя и своего друга. Но друг был скрипачом так себе, поэтому партия второй скрипки была очень простой. У нас тут второй скрипки нет, я поручу эту легкую партию ему (кивок в сторону Рохана Де Сильва). Надеюсь, что справится…"
Глюк, Брамс, Боццини, снова Крейслер... Ицхак Перлман подарил бакинцам восхитительный вечер, наполненный не только прекрасной музыкой, но и удивительно доброй энергией.

perlman31

А поздним вечером, когда близилась полночь, Ицхак Перлман нашел в себе силы ответить на несколько вопросов.
— У вас очень много премий, только Грэмми, насколько я знаю, пятнадцать...
— Уже шестнадцать!
— Ого! Наверно, для вас высокие музыкальные награды уже стали чем-то заурядным?
— Нет, почему же. Мне по-прежнему очень приятно получать Грэмми. Это признание моей работы. К тому же Грэмми стимулирует звукозаписывающую индустрию.
— Вы немало преподаете. Вы набираете классы?
— Нет, я провожу занятия один-на-один. Индивидуальный подход очень важен.
— Как же распознать настоящий талант?
— Ох... Что-то в глазах, что-то в звуке, что-то во фразировке... Многим вещам можно научить. Я бы сказал, что на 95 процентов можно научить. Но всегда остаются 5 процентов, с которыми может справиться лишь талант, способность выразить себя. Хороший преподаватель не только знает, что сказать. Он знает, чего говорить не надо! Особенно талантливому ученику. Чтобы не навредить.
— Что делает хорошую музыку гениальной?
— Очень сложно сказать. Музыка должна двигать тебя, влиять на тебя... Помню, как я впервые услышал "Реквием" Моцарта. Я чуть с ума не сошел!..
— А что делает хорошее исполнение великим исполнением?
— Важно, как ты общаешься с публикой. Остаешься ли ты сам с собой на сцене, или же проникаешь в слушателя. Харизма, личность и, конечно, способность сказать то, что ты хочешь сказать.

perlman4

— Как вам понравилась наша публика?
— Очень понравилась! И мне очень понравился этот зал. Фантастический, потрясающий!
— Как вы формируете программу для каждого концерта?
— Я играю программу здесь и сейчас, и меняю ее очень часто. Если я приеду сюда, скажем, в следующем году, программа будет совершенно иной.
— Сегодня вы играли на той самой знаменитой скрипке Страдивари?
— Да, это знаменитая скрипка Страдивари. Только знаете, что? (хитро улыбается) Сама по себе скрипка-то не играет!
— Что вы расскажете вашим друзьям про Азербайджан?
— Слушатель очень хорош, зал восхитителен, еда про-о-осто невероятная. Я люблю готовить и дома, конечно, могу попытаться пожарить ребрышки на барбекю. Но это будет уже не то мясо, не те специи, что в Азербайджане… Да, я провел здесь замечательное время. И с погодой повезло!

perlman2

Вячеслав Сапунов специально для журнала "Баку". Апрель 2014 г.

perlman

P.S. В разговоре со знаменитым музыкантом была затронута еще одна тема, которая не попала в гастрольную публикацию, однако я не мог не поговорить с читателями и об этом. Так появилась моя колонка на портале 1News.az.

Выдержка оттуда: "Наш город очень понравился американскому музыканту и он не пожалел восторженных слов, чтобы описать свои впечатления от столицы Азербайджана. Но в заключение нашей беседы он все-таки не сдержался и добавил: "Только, к сожалению, таким как я, гулять по Баку очень сложно... Увы, - сказал Ицхак Перлман, - я не увидел в городе пандусов (по-американски они называются curb cut, - В.С.), которые позволили бы людям на креслах-колясках, передвигаться. Я лично не мог бы прогуляться по Баку. Проеду квартал - и всё. Стоп! Строя подобные пандусы, вы позволите людям с инвалидностью оставаться частью общества. Иначе они просто изолированы." Мудрый скрипач за считанные часы пребывания в Баку заметил то, что многие годы почему-то не замечают отвечающие за городское строительство, за реконструкцию улиц, за сооружение парков...
<...> "Я очень надеюсь, - сказал мне Ицхак Перлман на прощанье, - что когда в следующий раз я приеду в Баку, эта ситуация будет выправлена".(Полностью текст колонки здесь).

Другие интервью в этом блоге:
Игорь Костолевский: "Понять боль Плюшкина"
Счастье Вахтанга Кикабидзе
Брат. Разговор с Валерием Меладзе
Ширин Нешат: Восточная женщина из-за океана
Рамиз Фаталиев: "Отдал пас и открылся"
Алсу: "Поэтому я — бакинка"
Памяти Льва Дурова
Страшные сказки Андерсона
Валентин Черных: "Гоша — это я"
Расим Оджагов: «Если ты порядочный, ты должен погибнуть»
Анар Рейбанд: "Цените то, что есть"
Свято место. Фотограф Санан Алескеров про Баку

Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 1)
Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 2)

"Зеленый диван" с Михаилом Дегтярем
"Зеленый диван" с Рамизом Фаталиевым
"Зеленый диван" с Фаиной Алекперовой
"Зеленый диван" с Фуадом Шабановым
"Зеленый диван" с Айнур Мамедовой
"Зеленый диван" с Нахидом Багировым
"Зеленый диван" с Наргиз Джалиловой
"Зеленый диван" с Рашадом Мехтиевым
Антикризисный "Зеленый диван"

Tags: Интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment