?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИЦХАК ПЕРЛМАН — один из самых замечательных музыкантов нашего времени, один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века. Лауреат многочисленных премий, попавший в список "200 величайших израильтян", обладатель наград от Рональда Рейгана и Билла Клинтона, музыкант, дирижер, педагог и даже оперный певец, он стал особенно известен после работы над саундтреком оскароносного фильма "Список Шиндлера".
Несмотря на трудности с передвижением (в возрасте четырёх лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями или коляской с электроприводом), он очень много гастролирует и очередь насладиться великим исполнительским искусством до Баку дошла не сразу. И вот наконец-то — в честь 91-летия выдающегося азербайджанского офтальмолога Зарифы Алиевой, в бакинском Центре Гейдара Алиева состоялся долгожданный концерт Ицхака Перлмана.

perlman32

Перлман, молча, храня суровую сосредоточенность, выкатил на сцену и под аккомпанемент своего давнего друга Рохана Де Сильвы исполнил Сонату №8 Людвига Ван Бетховена. Далее последовала соната Рихарда Штрауса, а после антракта, согласно программе, прозвучала соната для скрипки и рояля Клода Дебюсси. Казалось бы, наступило время прощаться, однако увидев, с каким неописуемым восторгом принимает его бакинская публика, Ицхак Перлман выступил на бис. Уехал за кулисы. Но публика аплодировала, не переставая. Скрипач вернулся и снова выступил. И снова, и снова... Всего на бис было исполнено аж шесть опусов европейских композиторов разных эпох. Куда исчезла напускная суровость Перлмана? А впрочем и не было ее. Великий скрипач оказался веселым, жизнерадостным человеком. Каждое произведение предварял радостными комментариями:
"Я исполню для вас произведение Фрица Крейслера, имитирующего Франсуа Франкёра. Как, вы не слышали про Франсуа Франкёра? (французский композитор XVIII века. — В.С.) А ведь у него на "Фейсбуке" очень много "лайков"!.."
"Хенрик Венявский написал "Каприс" для двух скрипок — для себя и своего друга. Но друг был скрипачом так себе, поэтому партия второй скрипки была очень простой. У нас тут второй скрипки нет, я поручу эту легкую партию ему (кивок в сторону Рохана Де Сильва). Надеюсь, что справится…"
Глюк, Брамс, Боццини, снова Крейслер... Ицхак Перлман подарил бакинцам восхитительный вечер, наполненный не только прекрасной музыкой, но и удивительно доброй энергией.

perlman31

А поздним вечером, когда близилась полночь, Ицхак Перлман нашел в себе силы ответить на несколько вопросов.
— У вас очень много премий, только Грэмми, насколько я знаю, пятнадцать...
— Уже шестнадцать!
— Ого! Наверно, для вас высокие музыкальные награды уже стали чем-то заурядным?
— Нет, почему же. Мне по-прежнему очень приятно получать Грэмми. Это признание моей работы. К тому же Грэмми стимулирует звукозаписывающую индустрию.
— Вы немало преподаете. Вы набираете классы?
— Нет, я провожу занятия один-на-один. Индивидуальный подход очень важен.
— Как же распознать настоящий талант?
— Ох... Что-то в глазах, что-то в звуке, что-то во фразировке... Многим вещам можно научить. Я бы сказал, что на 95 процентов можно научить. Но всегда остаются 5 процентов, с которыми может справиться лишь талант, способность выразить себя. Хороший преподаватель не только знает, что сказать. Он знает, чего говорить не надо! Особенно талантливому ученику. Чтобы не навредить.
— Что делает хорошую музыку гениальной?
— Очень сложно сказать. Музыка должна двигать тебя, влиять на тебя... Помню, как я впервые услышал "Реквием" Моцарта. Я чуть с ума не сошел!..
— А что делает хорошее исполнение великим исполнением?
— Важно, как ты общаешься с публикой. Остаешься ли ты сам с собой на сцене, или же проникаешь в слушателя. Харизма, личность и, конечно, способность сказать то, что ты хочешь сказать.

perlman4

— Как вам понравилась наша публика?
— Очень понравилась! И мне очень понравился этот зал. Фантастический, потрясающий!
— Как вы формируете программу для каждого концерта?
— Я играю программу здесь и сейчас, и меняю ее очень часто. Если я приеду сюда, скажем, в следующем году, программа будет совершенно иной.
— Сегодня вы играли на той самой знаменитой скрипке Страдивари?
— Да, это знаменитая скрипка Страдивари. Только знаете, что? (хитро улыбается) Сама по себе скрипка-то не играет!
— Что вы расскажете вашим друзьям про Азербайджан?
— Слушатель очень хорош, зал восхитителен, еда про-о-осто невероятная. Я люблю готовить и дома, конечно, могу попытаться пожарить ребрышки на барбекю. Но это будет уже не то мясо, не те специи, что в Азербайджане… Да, я провел здесь замечательное время. И с погодой повезло!

perlman2

Вячеслав Сапунов специально для журнала "Баку". Апрель 2014 г.

perlman

P.S. В разговоре со знаменитым музыкантом была затронута еще одна тема, которая не попала в гастрольную публикацию, однако я не мог не поговорить с читателями и об этом. Так появилась моя колонка на портале 1News.az.

Выдержка оттуда: "Наш город очень понравился американскому музыканту и он не пожалел восторженных слов, чтобы описать свои впечатления от столицы Азербайджана. Но в заключение нашей беседы он все-таки не сдержался и добавил: "Только, к сожалению, таким как я, гулять по Баку очень сложно... Увы, - сказал Ицхак Перлман, - я не увидел в городе пандусов (по-американски они называются curb cut, - В.С.), которые позволили бы людям на креслах-колясках, передвигаться. Я лично не мог бы прогуляться по Баку. Проеду квартал - и всё. Стоп! Строя подобные пандусы, вы позволите людям с инвалидностью оставаться частью общества. Иначе они просто изолированы." Мудрый скрипач за считанные часы пребывания в Баку заметил то, что многие годы почему-то не замечают отвечающие за городское строительство, за реконструкцию улиц, за сооружение парков...
<...> "Я очень надеюсь, - сказал мне Ицхак Перлман на прощанье, - что когда в следующий раз я приеду в Баку, эта ситуация будет выправлена".(Полностью текст колонки здесь).

Другие интервью в этом блоге:
Игорь Костолевский: "Понять боль Плюшкина"
Счастье Вахтанга Кикабидзе
Брат. Разговор с Валерием Меладзе
Ширин Нешат: Восточная женщина из-за океана
Рамиз Фаталиев: "Отдал пас и открылся"
Алсу: "Поэтому я — бакинка"
Памяти Льва Дурова
Страшные сказки Андерсона
Валентин Черных: "Гоша — это я"
Расим Оджагов: «Если ты порядочный, ты должен погибнуть»
Анар Рейбанд: "Цените то, что есть"
Свято место. Фотограф Санан Алескеров про Баку

Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 1)
Интервью с министром образования Азербайджана Микаилом Джаббаровым (Часть 2)

"Зеленый диван" с Михаилом Дегтярем
"Зеленый диван" с Рамизом Фаталиевым
"Зеленый диван" с Фаиной Алекперовой
"Зеленый диван" с Фуадом Шабановым
"Зеленый диван" с Айнур Мамедовой
"Зеленый диван" с Нахидом Багировым
"Зеленый диван" с Наргиз Джалиловой
"Зеленый диван" с Рашадом Мехтиевым
Антикризисный "Зеленый диван"

Рубрика:

Comments

stomaster
Feb. 23rd, 2016 07:34 pm (UTC)
С Днём Рождения! Здоровья и всех благ!

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow