?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Главным украшением отремонтированного скверика у входа в метро "Низами" стал памятник Зивярбеку Ахмедбекову. "Самым незаметным памятником" назвал его бакувед Фуад Ахундов, но не в этом дело. Сооружение памятников историческим персонам и деятелям культуры - дань несомненного уважения к истории и культуре. И мемориал Ахмедбекову - тоже. Это нельзя не приветствовать.
Я уверен, что все читающие эти строки со мной согласны.
Также уверен, что многие (даже азербайджанцы, бакинцы) принялись натужно вспоминать, кто же это такой Ахмедбеков.
На советских памятниках Неизвестному Солдату обычно значилось: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Увы, современные памятники, как правило, приучают к новой формулировке: "Имя твое известно. А в чем подвиг-то?"
Хотя, возможно, создатели памятника выросли в семьях, где архитектора Зивярбека Ахмедбекова вспоминали чаще, чем собственных дедов и прадедов. Не знать послужной список Ахмедбекова было даже не моветоном, а нонсенсом. В красном углу располагался его портрет, а на шкафу стояли макеты главных произведений Зивярбека - Голубой мечети, Амираджанской мечети, института офтальмологии. За него поднимали тосты, его не забывали в молитвах... В противном случае я не могу понять, почему авторам мемориала и в голову не пришло снабдить имя "Зивярбек Ахмедбеков" хотя бы кратким титулом - "зодчий, архитектор, мемар".
О более подробных сведениях, которые можно было бы дать на мемориальной табличке, уже и не мечтается. О переводе таковых сведений на иностранные языки, чтобы гости столицы тоже приобщались, тем более. Стоит и стоит фигура. Мало ли в Азербайджане было ...беков ...бековых? Фигура с рулоном обоев в руках? Оригинально!
А ведь несколько простых слов могли бы изменить картину.
И тогда взгляд прохожих не был бы таким равнодушным.
И не казалось бы, что историю чтут ради галочки - такой незаметной, кривоватой, торопливо накорябанной галочки.
Ровшан Аскеров, историк и журналист, рассказал о другом мемориале: "Установили в Санкт-Петербурге памятник нашему великому поэту Низами. На постаменте надпись - "Низами Гянджеви". На азербайджанском языке. И все. То есть устанавливавшие подразумевали, что все петербуржцы в силу своей легендарной интеллигентности, не только прекрасно помнят, кто есть Низами, но и способны прочитать о нем по-азербайджански".
Казалось бы прекрасное дело, важное, нужное, а высок ли КПД? Будут ли петербуржцы ассоциировать скульптуру на постаменте с сотнями проживающих рядом азербайджанцев, вспомнят ли, глядя на памятник, про дружественную южную страну? Вряд ли.
Снова та галочка, кривая и малоосмысленная.



"Зато, - замечает Ровшан Аскеров, - возле каждого баобаба, возле каждой араукарии, высаженных на приморском бульваре, подробно расписано - откуда дерево привезено, сколько ему лет, сколько оно вообще живет, как называется по латыни и так далее". Такой щедрый аванс растениям, которым еще только предстоит послужить во славу азербайджанского просвещения.
Или "важнейшим из искусств" для нас сейчас является ботаника?

Рубрика:

Comments

yuki_no_mati
Jul. 11th, 2011 07:35 am (UTC)
То, что в сквере у выхода м.Низами поставили памятник человеку с Именем и Фамилией, но без перечня заслуг - пол беды. Табличка на постаменте повернута в пол оборота. Может это конечно задумка автора проекта, но со стороны кажется, что монумент водружал косоглазый крановщик.

И еще очень жалко деревья, которые были в этом сквере. Теперь у нас в городе есть очередной памятник и очередной фонтан на очередном плацу.
reshadnoury
Jul. 11th, 2011 07:54 am (UTC)
По делу.

Правильно, полностью согласен!
askerov
Jul. 11th, 2011 09:30 am (UTC)
друг мой! что ж это за напасть? опять мы с тобой не пересеклись в любимом городе!
reshadnoury
Jul. 11th, 2011 09:44 am (UTC)
Да, к большому сожалению. Но моя жизнь уже почти полностью подчинена ритмам малыша. Жертвую, но жалею. Прости...
menunaden
Jul. 11th, 2011 10:57 am (UTC)
я, как и создатели памятника, отношусь к выходцам из семей, где не знать имя Зивярбека Ахмедбекова "было нонсенсом", всегда восхищалась особым изяществом "Кёй мячид" с чувством благодарности к этому человеку. Мне в саван и на кладбище? А те, кто не знали, теперь, заинтересовавшись именем, при большом желании узнают как и кем создавался неповторимый облик нашего города, где им повезло жить. Тем же, у кого объем знаний только надписями на памятниках создается, поверьте, до Низами Гянджеви как до Луны, для них памятники водке, рваному башмаку и другие существуют. Высек мужик на Бехустанской скале картинки, только они, да еще и развалины Персеполя остались на память о великой империи. Два упомянутых вами человека любым развалинам только чести и славы добавить могут, а нам - малой толики радости от чувства сопричастности к их творчеству и восхищение потомков, что могли мы их оценить и для них память о них сохранить удосужились.
sapunov
Jul. 11th, 2011 12:19 pm (UTC)
Пусть знающие, чтящие память своих гениев, чтут ее тщательней. Не "лишь бы". И учат незнающих. Иначе помнить будут только они.

menunaden
Jul. 11th, 2011 04:51 pm (UTC)
замечательно, что надпись на памятнике Низами сделана на азербайджанском языке, а то с любителями присваивать себе чужую историю, нас уже почти лишили возможности гордиться своими земляками - попробуйте в злополучной википедии написать "азербайджанский поэт" в отношении Низами Гянджеви и проследите, сколько времени просуществует эта надпись или просто почитайте саму статью и обратите внимание на виртуозность, с которой избегается упоминание об отношении Низами к Азербайджану, даже Гянджа описывается как, цитирую: "кавказском городе — отдаленном персидском аванпосте, где жил Низами, городе, который в то время имел преимущественно иранское население[10], о чём свидетельствует также современник Низами армянский историк Киракос Гандзакеци (около 1200—1271) (Киракос из Гандзака, Гандзак — армянское название Гянджи)[11], который также как и Низами Гянджеви (Низами из Гянджи) был жителем Гянджи"(конец цитаты).
sapunov
Jul. 12th, 2011 05:40 am (UTC)
Надпись на непонятном населению языке - это шиш в кармане. Надо объяснять всеми способами.
sapunov
Jul. 11th, 2011 12:20 pm (UTC)
Из комментов в Facebook
Орхан Меджидов: Вячеслав, как же точно подмечено всё! А недавно в Германии построили такой же "аналогу олмаян" памятник - жертвам трагедии в Ходжалы... Где была всего одна надпись... XOCALİ. И всё. Понимай как хочешь.
ktmkamran
Jul. 11th, 2011 02:45 pm (UTC)
Спросите кто такой Хойский или Мехмандаров - не знают. Откуда ж знать "какого-то архитектора"?

Надписи на памятнике, конечно, уникальные. Уже, в смысле, не пишут дату рождения и смерти? Мда.
kolmanovsky
Oct. 16th, 2013 09:03 pm (UTC)
Все правильно. И я не знаю. Когда Вы говорите "Хойский", Вы имеете ввиду отца или сына. Когда Вы говорите "Мехмандаров", Вы подразумеваете врача или генерала? Хотя сам недавно огорчился, когда выяснил, что большая группа моих виртуальных собеседников азербайджанцев не понимают, о каком Ровшане из Ченлибеля я говорю.

Профиль

Красный галстук
sapunov
Вячеслав Сапунов

Публикации

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Из Чехова

"...Наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя и потому что сердечно уважаю тех людей, знаменитое имя и звание которых увенчанное ореолом популярной славы, лаврами, кимвалами, орденами, лентами и аттестатами гремит как гром и молния по всем частям вселенного мира сего видимого и невидимого т.е. подлунного. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез свои умные факты и отрасли наук, т.е. продукты и плоды. Говорят, что вы много книг напечатали во время умственного сидения с трубами, градусниками и кучей заграничных книг с заманчивыми рисунками."
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow