Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Красный галстук

"Зеленый диван" с Фуадом Шабановым

Если в титрах российских телеканалов появляется азербайджанское имя, то чаще всего это оказывается имя режиссера Фуада Шабанова, за последние годы отснявшего в Москве и ее окрестностях около 150 документальных и художественных фильмов.

fuadshabanov2

Сапунов: Я не поленился посчитать. И выяснилось, что мы знакомы 22 года. И уже 19 лет, как мы сняли первую совместную телепередачу. А что с тобой случилось дальше? Что самое главное?
Шабанов: Самое главное — у меня родилась дочка Айла.
Сапунов: Предсказуемый ответ... А в творческом плане?
Шабанов: Ты помнишь, что я снимал в Баку клипы, был фильм, но затем наступило затишье, безработица... И в начале 2000-х я уехал в Москву. Уехал с двумя сотнями долларов в кармане, уехал почти в никуда. А спустя несколько лет мои фильмы стали идти по главному российскому каналу — Первому — в самый что ни на есть прайм-тайм.
Сапунов: Благодаря чему все произошло?
Шабанов: Наверно, благодаря случаю. В Москве зацепиться очень трудно. Я долго обивал пороги многочисленных телекомпаний, пока мне, как вгиковцу, ни предложили снять для канала REN TV фильм о московских такси ­— «Желтые короли». Я придумал сюжет, согласно которому некие бандиты захватили московского чернокожего таксиста и, приковав его наручниками к рулю, бесплатно катались двое суток по Москве. Это, конечно, был блеф, но он привлек внимание и к фильму, и к реальным проблемам таксистов Москвы. Фильм завоевал изрядный рейтинг. Потом сразу был другой проект — фильм «Рак. Зона страха», где я впервые показал Владимира Левкина — солиста группы «На-На» — после операции. Снова рейтинг. И третьим фильмом той поры был «Привет от Кобы», завоевавший приз на телефестивале. Потом пошли циклы «Тайны века», «Последние 24 часа»... Мы очутились на Первом канале. И совсем позже были сняты игровые картины, показывавшиеся на канале «Россия».
Сапунов: Твои однокурсники — Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин — никак не связаны с твоим возвышением?
Шабанов: Нет. Понятие selfmade man — это про меня. Когда я приехал в Москву, я позвонил ребятам, мы встретились — Федя, Ваня, я — посидели в ресторане. «Как твои дела?» — «Нормально!» — «А твои?» — «Хорошо!». Я не мог их просить о каком-нибудь продвижении. Интуитивно догадался, что не стоит. И спустя годы понял, почему.
Сапунов: Почему?
Шабанов: Потому что ни один режиссер, который чего-то добился, который забрался на какую-то вершину, не будет продвигать другого режиссера. Никогда! Я сам сейчас преподаю актерское мастерство, но не режиссуру. Никому не расскажу свои профессиональные секреты. И на ребят я абсолютно не обижаюсь. Зато я никому не должен. Это потрясающее чувство. Collapse )
борода1

"Зеленый диван" с Михаилом Дегтярем

Михаил Борисович Дегтярь — журналист, путешественник и, пожалуй, самый именитый телерепортер России, перечень его профессиональных премий, начиная с четырех "ТЭФИ", чрезвычайно длинен. Вот и с бакинского Международного Фестиваля Туристических Фильмов Михаил Дегтярь также увез очередную статуэтку. Но в Баку он оставил свое сердце. Еще в конце 1970-х…

degtyar1

Сапунов: Вашу программу «Репортер» я полюбил в юности и до сих пор уверен, что это один самых оптимальных телеформатов. Так что греха таить, вы для меня корифей. И я несколько волнуюсь. А перед какими встречами волнуетесь вы?
Дегтярь: Давно уже, к сожалению, не волнуюсь. И это, наверно, не совсем правильно, волнение все-таки необходимо — как у актера. Но за 23 года существования программы оно куда-то ушло. Да, вот такой рекордный возраст. Обычно говорят, что телепрограммы живут не больше 3 лет. Долгожителей очень немного. А среди еженедельных их почти нет.
Сапунов: Кстати, не могу не отметить важную подробность из вашей биографии. У нас на «Зеленом диване» бывали композиторы, телеведущие, бизнесмены, актеры… Но впервые у нас в гостях ветеран канализационной службы станции «Баладжары». Добро пожаловать обратно в Баку! Мне приятно, что есть люди, которые, пожив здесь всего несколько лет, влюбляются в мой родной город. И в вашей книге воспоминаний «Репортер» вы очень тепло о Баку отзываетесь.
Дегтярь: Баку — буквально город моей юности. Здесь я жил с 22-х до 28-и лет — самый прекрасный возраст! Сперва было очень тяжело: я был один, чистил баладжарскую канализацию, жил в общежитии в одной комнате с семью азербайджанцами из района, которые не говорили по-русски... Мне тогда помогла выжить бакинская филармония. Я переодевался из рабочей робы в пиджак и ехал на электричке в Баку. Каждый день на протяжении года. Сперва покупал билеты, а потом бабушки-билетерши меня стали пускать бесплатно. Collapse )
борода1

Баку. 5 знаковых зданий советской эпохи

Ярким архитекторам поры нефтяного бума пришли на смену новые одаренные зодчие. Баку - столица Азербайджанской ССР - стал городом, где расцвели таланты Микаэля Усейнова, Садыха Дадашева, Николая Баева, где воздвигались дома по проектам архитекторов со всесоюзной известностью - Льва Руднева, Владимира Мунца, Алексея Щусева...

crd_cover_soviet

1. Сабунчинский вокзал (1926 г) - пл. Дж. Джаббарлы, угол пр. Азадлыг
В 1926 году Баку в очередной раз оказался в лидерах технического прогресса. Здесь была пущена первая в СССР электрифицированная железная дорога - "электричка". Электрическое транспортное сообщение соединило центр Баку с нефтяными пригородами - поселками Сабунчи и Сураханы. Эта дорога протяженностью 19 км была построена еще в 1880 году, но до 1926 года здесь курсировали только поезда на паровой тяге. Первые электропоезда были построены Мытищинским вагоностроительным заводом на базе серийно выпускаемых трамваев. Что характерно, в Москве - по маршруту Москва-Мытищи - электричка была пущена лишь спустя три года - в 1929 году.
А пуск самой первой советской "электрички" состоялся в Баку 6 июля 1926 г. К этому торжественному событию неподалеку от старого Тифлисского вокзала был отстроен новый вокзал. Архитектор Николай Баев создал яркий образец псевдовосточной архитектуры, украшенный башней с часами. Вокзал прозвали Сабунчинским - в честь первого маршрута.
Сегодня движение электропоездов по Апшеронскому полуострову - когда-то весьма разветвленное - сокращено. Электропоезда отправляются из пригорода. А в здании Сабунчинского вокзала разместился крупнейший ресторан KFC (Kentucky Fried Chicken) - заведение фаст-фуда, специализирующееся на жареной курятине. Collapse )
борода1

Как раскрасили фильм Аршин Мал Алан

"Аршин Мал Алан! Хожу по дворам!.."

Летом 1913 года в Санкт-Петербурге основоположник азербайджанской классической музыки Узеир Гаджибеков написал свою последнюю и самую знаменитую оперетту - "Аршин Мал Алан" - о том, как молодой карабахский купец Аскер выбирал себе невесту. Оперетта имела огромный успех и экранизировалась по крайней мере четыре раза. Самая известная экранизация была создана на бакинской киностудии в 1945 году, говорят, по распоряжению самого Сталина. Режиссерами-постановщиками явились Рза Тахмасиб и Николай Лещенко. В главных ролях снялись Рашид Бейбутов и Лейла Джаванширова...

arshin01

В 2013 году к столетию оперетты бакинская группа компаний AtaHolding по инициативе и при поддержке Фонда Гейдара Алиева и с подачи креативных людей из агентства Peachline решила восстановить фильм Тахмасиба и Лещенко, ибо азербайджанская версия фильма находилась не просто в плачевном состоянии, но частично была даже утрачена. Реставрацией и окрашиванием культовой музыкальной комедии занялись лучшие профессионалы Голливуда. Проект был успешно завершен и обновленный, возрожденный фильм (кстати, в свое время удостоенный Сталинской премии и принесший Советскому Союзу свыше 5 миллиардов рублей) был презентован на вечере, посвященном 20-летию AtaBank и 10-летию AtaHolding.

А 10 декабря состоится официальная премьера обновленного фильма.

Collapse )
борода1

Какие люди! (Ноябрьские встречи)

Мне вообще везет на хороших, интересных людей, но иные периоды жизни бывают особо богаты встречами...
Возьмем хотя бы Гийома Роза (фото ниже). Это ни много ни мало министр (он же директор, он же президент) туризма княжества Монако. Крошечная страна на берегу Средиземного моря, как многие, должно быть, слышали, не жалуется на отсутствие туристов. Число туристов там в сотни раз превышает население. Но ведь ездит министр, полон энергии, доброжелательности и открытости, сам представляет Монако, сам приглашает в свою страну.

Vstrechi_roz

За обедом Гийом рассказал, как участвовал в съемках мультика "Мадагаскар 3" (часть действия происходит в Монте-Карло). Восхищался профессионализмом продюсеров, два дня тщательно исследовавших город.

Collapse )
борода2

Интервью с Валентином Черныхом

Три года назад мы встречались с Валентином Константиновичем на фестивале "Восток-Запад", много разговаривали. Фрагменты этой беседы я опубликовал в нашем журнале "Boutique Baku":.

Кинодраматург Валентин Константинович Черных — легенда советского и российского Кино. Если бы не он, мы бы никогда не увидели ни «Любить по-русски», ни «Любовь с привилегиями», ни «Выйти замуж за капитана», ни множество других удивительных и трогательных Фильмов. И уж, конечно, поговорка «Москва слезам не верит» никогда бы не ассоциировалась с премией «Оскар».



Южный темперамент
Впервые в Баку я приехал еще студентом третьего курса — автостопом: Москва-Астрахань-Грозный-Дербент-Баку... А второй раз — на Всесоюзный кинофестиваль в 1974 году. Сначала мне город показался агрессивным. Темпераментная южная толпа, где люди быстро говорят, жестикулируют...
Я, северный человек, аж сжимался. Через много лет мы как-то сидели с Рустамом Ибрагимбековым в ЦДЛ и я рассказал ему об этом. Он возмутился: «Как ты мог подумать такое?! Баку абсолютно интернациональный город!»
Я задумался и понял, что Рустам прав. За агрессивность я принял южный темперамент, кипучую энергию. Я ж вырос в Псковской области. У нас даже евреев не было. Тогда в Баку я был одиноким, а сейчас у меня здесь много друзей. Окружение Рустамa все растопило. Все встало на свои места.

Модный Баку
Современный Баку меня поразил тем, что на улицах очень много красиво, модно, дорого одетых людей, особенно женщин. Причем разных возрастов — и юных, и уже зрелых. Я в моде вполне разбираюсь, в свое время у меня был фильм «Красиво жить не запретишь» о первых российских модельерах вроде Вячеслава Зайцева.

Москва слезам не верит
Все откуда-то берется. Тихомирова — фамилия сестры моей матери. Там вообще все героини носят фамилии моих теток. И Людмила Свиридова названа Людмилой вовсе не в честь моей жены, а в честь моей тети Люси.
Гоша — это я. Это моя неосуществленная мечта. Мои комплексы.
В фильме «Выйти замуж за капитана» бравый капитан-пограничник Блинов — тоже плод моих комплексов. Я всегда мечтал стать военным. Но когда я попал в армию, выяснилось, что никак в военные я не гожусь: я плохо ходил строем, на мне форма висела мешком...
Сценарий «Москва слезам не верит» назывался «Женщина, которая обманула дважды». Мы так про себя героиню и называли — «дважды солгавшая». Вы помните, что Катерина Тихомирова сперва обманула телеоператора Рудольфа, приукрасив свою биографию, а двадцать лет спустя обманула слесаря Гошу, скрыв свою должность.
Но вообще женщины, конечно, обманывают намного чаще. Об этом еще писать и писать.
А за Рудольфа-Родиона Рачкова мне до сих пор операторы говорят: «Мы тебя изуродуем!» Collapse )

Красный галстук

Выставка Рены Эфенди

В бакинской галерее "Кичик Галарт" (что в переводе означает примерно "Малая Крепостнарт") открылась выставка известного азербайджанского фотографа Рены Эфенди "Жидкая земля". Среди  гостей, пришедших поздравить Рену с получением премии Фонда принца Клауса, были послы Франции, Италии, Латвии, фотографы Александра Кремер-Хомассуридзе, Фахрия Мамедова, Ситара Ибрагимова, Тахмин Али, Меджид Алиев, Эльмар Мустафаев, художники Сабина Шихлинская, Аида Махмудова, Али Шамси, Фарид Расулов, писатель safarliЭльчин Сафарли, кинодраматург ismail_sИсмаил Сафаралиев, кинокритик Ульви Мехти и многие другие.


1. Фуршет на крыше галереи.

Collapse )
Красный галстук

Пора неприятных слов

Минувшей осенью, в рамках подготовки рубрики "Зеленый диван" нашего журнала "Boutique Baku", мне довелось побеседовать с замечательным Азером Гарибом - путешественником и журналистом, аксакалом и мудрецом.

Традиционно, как это принято в беседах на «Зеленом диване», говорили о разном: о дальних странах, и ближних обычаях, об азиатском радушии и европейской толерантности, о кулинарии и разочарованиях... Ближе к финалу разговор зашел о том, как в жизни мешает внутренняя цензура, как мешает изобилие личных связей и зависимость от них. Страна небольшая, все друг друга знают. Вот, казалось бы, ничем ты человеку не обязан, узы с ним самые что ни на есть условные. Но попробуй опубликовать хоть строчку критики в его адрес - обидится, позвонит, попросит, а то и потребует...

"Вот такое положение вещей нас тормозит, - сказал Азер Гариб, на ходу рождая афоризм: - Часто плохие работники оказываются хорошими знакомыми. И они всегда могут позвонить".

И ведь как трудно отказать порой, да? Как трудно настоять на своем! Как трудно сказать в лицо правду!.. Хорошие ведь люди вокруг. Исключительно хорошие. Или родственники хороших. Или ваши друзья думают, что те люди хорошие, а вы не хотите их разочаровывать. Или были хорошими, сейчас у них временное затмение, но они непременно снова станут хорошими с минуты на минуту.

Только не надо им говорить про это затмение, чтоб не отвлечь от работы над собой...

Я думал об этом всю зиму.

И решил-таки высказаться.

В конце концов "Живым в глаза или хорошо или ничего" - не вполне верная, хотя и укоренившаяся у нас формулировка старой поговорки.

А что подумают... А что скажут... А что если...

А что если не обращать внимание на то, что подумают и что скажут?

А вдруг подумают верно, и скажут: "Вот оно что! Что ж ты раньше молчал?" И все исправится хотя бы немного.

Поэтому говорю прямо и откровенно. Да узрят слушающие, да услышат читающие!

Эсмира, кто тебе сказал, что ты писательница? Да, ты пишешь много, но длинно, безграмотно и ужа-а-асно скучно. Это у тебя душевая называлась душной комнатой?

Эльдар-муаллим, хоть вы и заслуженный журналист, но возглавляемая вами телекомпания давно утратила свою популярность. Нельзя отправлять группы только на проплачиваемые съемки, надо иногда думать и о телезрителях.

Профессор Зульфугар Теймуров, вы не любите детей, вас дети боятся. Зачем вы пошли в педиатрию? На те 50 манатов купите себе какой-нибудь медицинский учебник. Ибо мы как кашляли, так и продолжаем кашлять. Уже не знаем к какому профессору обращаться.

Мансур, ты мне посоветовал своего мастера по сантехнике. Сказал, что это лучший специалист в городе. Твой специалист, Мансур, не только взял в полтора раза больше, чем предыдущий умелец - после его экспериментов с моими трубами у нижних соседей смылись со стен моющиеся обои, а палас уплыл во двор. В следующий раз, Мансур, я куплю квартиру над тобой.

Мамед, спасибо за картину. Но я ее пока держу лицом к стене, потому что маленький сын пугается. Да и я, признаться, после того, как ее увидел, некоторое время пил настойку боярышника. Ну, правда, Мамед, что за хрень ты рисуешь?

Света, умоляю, не пытайся со мной заигрывать. У тебя нет шансов. Я люблю Вупи Голдберг. Во-первых, она симпатичнее...

Сарван, за последние годы у тебя скопились пять моих книг, четыре диска, дрель и 250 манатов. Все наши общие друзья знают, что любое возвращение для тебя болезненно. Но поверь, попробовать стоит. Отдавай хотя бы частями. Но только не дрель. Ее - целиком, я настаиваю.

Исмет, будем считать, что тот рассказ я вашему журналу подарил. Не надо от меня перебегать улицу. Я не такой уж роскошный прозаик, чтоб вы из-за меня угодили под автобус.

Мазаир Мамедович, все в университете знали, по какому принципу вы подбираете лаборанток и от чего лаборатории вечерами сотрясаются. Вы по-прежнему читаете студентам нотации о морали и менталитете? Не надо, не работает.

Дадаш-муаллим, город под вашим руководством расцвел и приукрасился. Если, конечно, не заходить во дворы, не проникать в переулки, не попадать в микрорайоны, не осматривать подъезды и не пытаться найти в городе детские и спортивные площадки. Вы бы все-таки зашли, проникли, попали, осмотрели и попытались, а?

Это для начала.

Я еще подумаю и дополню. А пока пусть подумают перечисленные.

...Когда текст готовился к публикации, мне позвонили и попросили его не ставить.

Я сказал твердое "Нет!". Мне снова позвонили и уже потребовали. Текст не ставить!

Я послал их за дальние горы. Тогда меня попросили хотя бы поменять имена.

...Ну ладно.

В конце концов не чужие ж люди позвонили...

Вячеслав Сапунов, журналист специально для www.1news.az.

Collapse )


Красный галстук

Фестиваль Future Shorts в Баку



Сеть международных фестивалей короткометражного кино и анимации Future Shorts, которые проводятся с 2003 года, добралась и до Баку. Творческое объединение Yarat! ("Yarat!" - по-азербайджански "Твори!"), созданное недавно, но уже натворившее немало интересного, организовало первый в Баку просмотр короткометражек в рамках этого глобального кинофестиваля.
В самом элитном театре азербайджанской столицы - "UNS" - собрались художники, фотографы и прочие креативщики и киноманы. Им была представлена программа 2011-2012 гг., состоящая из 6 к/м фильмов - призеров различных "взрослых" фестивалей вроде Берлинале.

Началось все с "Случая возле банка" (Incident By A Bank) шведа Рубена Остлунда. Главная идея картины - все снято одним кадром с естественными шумами. Оператор как бы наблюдает за улицей и видит как два шведских раздолбая пытаются ограбить банк. И все у них не слава богу - то пакет в колесе мопеда заедает, то ворвутся не в ту дверь... Collapse )